Поэтический словарь - исторические песни
Исторические песни
И. п. представляют истинный клад для исследователя национальных форм русского народного стиха. Здесь можно встретить интонационно-фразовый стих (фразовик), акцентный стих (ударник) и несколько видов своеобразного метрического стиха (тактовик). Бытование этих форм стиха (судя по датам записей) в разных губерниях России говорит о многовековой поэтической традиции и преемственности народных самобытных форм стиха. Ниже приводится ряд примеров И. п.:
Фразовик с двухсложной клаузулой:
Жил-был государь-царь,
Алексей сударь Михайлович Московский
А выходит от ранней заутрени христосской,И становится на лобное место,
И на все стороны государь поклонился,
Испроговори´л надежа государь-царь:
«Ай же вы, князи и бояра!
Пособите государю думу думать,
Думу думать, а и не продумать бы,
Что наступает король литовский,
Наступает-то на город на Смоленец».
(«Оборона Смоленска»)
Трехударник с трехсложной клаузулой (кроме первого стиха):
Ты, бо´же, бо´же, спас ми´лостивый!
К чему ра´но над на´ми прогне´вался —
Посла´л нам, бо´же, преле´стника,
Злого расстри´гу Гри´шку Отре´пьева?
Уже´ли он, расстри´га, на ца´рство сел?
Называ´ется расстри´га прямы´м царем,
Царем Дми´трием Ива´новичем У´глицким...
(«Про Гришку-расстрижку»)
Трехударник, построенный на широкой интонационной волне, строфической формы (очень редкий образец):╔ Собира´ется наш правосла´вный царь
╚ Да он ко зау´трени,╔ Ко тому´ ли свету, свету-све´тику
╚ Ивану Вели´кому.╔ Как стано´вился наш правосла´вный царь
╚ Да на свое´ место,╔ Как стано´вился наш правосла´вный царь
╚ У правого кли´роса.╔ Уж как мо´лится наш правосла´вный царь
╚ Ивану Вели´кому,╔ Уж он мо´лится наш правосла´вный царь,
╚ Да он низко кла´няется.╔ Как поза´дь-то его всё боя´ре-князья,
╚ Они останови´лися.╔ Уж проме´ж-то себя ухмыльну´лися,
╚ Князья усмехну´лися.
(«Грозный в церкви после убийства сына»)Четырехударник с трехсложной клаузулой:
Ай да на сла´вной бы´ло, бра´тцы, на ре´чушке,
Да на сла´вной бы´ло, бра´тцы, на Камы´шинке,
Собира´лися там / ´ лю´ди во´льные —
Все донски´е, гребе´нские, каза´ки я´ицкие.
Собира´лись они´, бра´тцы, во еди´ный круг.
Во кругу´-то стоя´т они, ду´му ду´мают:
«Ну кому´-то из на´с, бра´тцы, ата´маном быть?»
Ай, старику´ Ермаку´, сы´ну Тимофе´евичу!
(«Ермак зовет казаков в поход»)Среди И. п. встречаются произведения, составленные популярным в русском народе пятидольным размером, например двукратным пятидольником:
Не спа | ла млада, || не дре | мала, / |
Ниче | го во сне || не ви | дала. / |
Только | видела — || спови | дала: / |
Со вос | точную || со сто | ронку / |
Поды | малася || туча | грозна, / |
Со гро | мами / || со дож | дями, / |
Со круп | ными / || со гра | да´ми. / |
(«Девушка в полоне»)
Или трехкратный пятидольник:
Уж не | травушка || во чи | стом поле || заша | талась, / ||
Не му | равая || ко сы | рой земле || прикло | нялась — / ||
Поды | мается || / с Моск | вы большой || / бо | ярин, / ||
Он на | Тихий Дон || на И | ванович || / гу | ляти. / ||
Не до | ехавши || он Ти | ха´ Дону || стано | вился. / ||
Похва | лялся он || каза | ков всех там || пере | вешать. / ||
(«Убийство князя Карамышевского»)
Правильные метрические стихи, четырехкратный четырехдольник третий, почти всюду выдержано равносложие строк (16 слогов):
Как у | нас было на | Волге не чер | ным-то зачер | нелось,
Не чер | ным-то зачер | нелось, не бе | лым-то забе | лелось.
Не бе | лым-то забе | лелось, не крас | ным-то закрас | нелось.
Не крас | ным-то закрас | нелось — зачер | не-елось на | Волге.
Зачер | не-елось на | Волге Стеньки | Разина со | бранье,
Забе | лелися на | Волге Стеньки | вольны пару | сочки,
Закрас | нелися на | Волге Стеньки | вольные стру | жочки.
(«Поход Степана Разина на Астрахань»)
Вполне законченный четырехдольный тактовик:
Вы по | слушайте, ре | бята, что мы | станем гово | рить, /
А мы | старые ста | рушки станем | ска-азыва | ти /
Про гроз | на´ царя И | вана про Ва | си-ильеви | ча. /
А как | царь / госу | дарь / под Ка | зань / подсту | пал, /
Он под | речку, под Ка | за-анку под | коп / подко | пал, /
/ Что | с тем ли ярым | зельем, черным | по-оро-о | хом, /
А на | бочки стано | вили воску | ярова све | чи. /
(«Былевые песни» П. В. Шейна)
Эти примеры показывают, какие огромные ритмологические резервы таятся в И. п. русского народа.
См. также былины, народный стих, частушки.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966