Поэтический словарь - тактовик
Тактовик
Вот ряд Т. трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:
| Наш / о | тец — / за | вод. / / |
| Красная | ке-епка — | флаг. / / |
| Только за | вод позо | вет, / / |
| Руку / | прочь, / / | враг! / / |
(В. Маяковский)
| Если / | день / / | смерк, / / |
| Если / | звук / / | смолк, / / |
| Все же бе | гут / / | вверх / / |
| Соки сос | но-овых | смол. / / |
(Н. Асеев)
| В небе ржа | вее / | жести / |
| Перст / стол | ба / / | / / / |
| Встал на на | значенном | месте, / |
| Как / судь | ба. / / | / / / |
(М. Цветаева)Четырехкратные трехдольники:
Би | лет — / / | щелк. / Ще | ка — / / | чмок. /
Сви | сток, —и рва | нулись ту | да мы, / | / /
Ку | да, / как | се-ельди | в сети чу | лок, /
Плы | вут круго | светные | дамы. / | / /
(В. Маяковский)
| Время ве | лит / за | песню при | ня-аться, |
| Вбей / / | в шаг / / | марш! / / | / / / |
| Взглянем, как | вырос за | эти три | на-адцать |
| Лет / / | рост / / | наш. / / | / / / |
(С. Кирсанов)
Форма четырехдольных Т. целиком обусловлена традицией русской народной поэзии. Уже в стихотворении, приписываемом М. Ломоносову, можно найти опыт применения четырехкратного четырехдольника первого вида паузной формы в духе народных Т. (сатира на Тредиаковского):
Что за дым
По глухим
Деревням курится?
Там раскол,
Дно крамол
В грубости крутится.
Или в тактометрической записи по периодам:
| Что за дым / | по глухим / | деревням ку | рится? / / |
| Там раскол, / | дно крамол / | в грубости кру | тится. / / |
Среди сатир, написанных А. Бестужевым и К. Рылеевым, мы встречаем Т., четырехдольник третьего вида (запись по периодам):
Ах, / | то-ошно / | мне / и в род | ной / сторо | не: /
Все в не | воле, в тяжкой | доле, видно, | век / веко | вать. /
Долго ль | ру-усский на | род / будет | рухлядью гос | под, /
И лю | дями, как ско | тами, долго ль | будут торго | вать? /
Изобретательно использовал старинную форму русского стиха, т. н. «камаринскую», Я. Полонский в стихотворении «Беглый»; поэт обогатил ритм стиха (трехкратный четырехдольник третий) интересными модификациями:
Ты ку | да, / уда | лая ты баш | ка? /
Ухо | ди ты к лесу | темному по | ка: /
Не се | годня-завтра | свяжут молод | ца. /
Не у | шел ли ты от | матери-от | ца? /
Не гу | лял ли ты за | Во-олгой в сте | пи? /
Не си | дел ли ты в ост | роге на це | пи? /
... «Ты не | спрашивай, в ли | цо мне не гля | ди. /
От ме | ня, жена, гос | тинничка не | жди. /
Много | всяких я по | дарков тебе | нёс. /
Да, вишь, | как-то по до | роге все рас | трёс: /
Я ви | на не пил — с во | ды / был / | пьян, /
Были | деньги — не за | шил / ка-ар | ман.» /
Чрезвычайно оригинально по ритмическому строю стихотворение А. Блока «Из газет», написанное Т. (четырехкратный четырехдольник). Огромная эмоциональная сила, несмотря на внешне спокойный паузированный ритм, пронизывает эти стихи. Поэт рассказывает о трагедии женщины, покончившей самоубийством, о чем не подозревают ее веселые маленькие дети, оставленные в запертой квартире. Обращает на себя внимание такая выразительная деталь: глубокая пауза (семидольная!) в конце четвертого стиха, после прощания матери со спящими детьми; анакрузы в стихах разносложные:
| Вста-ала в си | я-аньи. Крес | ти-ила де | тей. / /
И | де-ети у | ви-идели | ра-адостный | сон. / / / |
| Положила | до´ полу кло | нясь / голо | вой, / /
По | сле-едний зем | ной / по-о | клон. / / / | / / / / |
| Коля / про | сну-улся. / | Радостно вздох | нул, /
Голу | бо-ому / | сну / еще | рад / ная | ву. /
Прока | ти-ился и | за-амер стек | ля-анный / | гул: / /
Зве | ня-ащая | дверь / / / | хлопнула вни | зу. / /
Про | шли / / ча | сы. / Прихо | дил / чело | век. /
С оло | вя-анно-ой | бля-ахой на | тё-оплой / | шапке. /
Сту | чал и дожи | да-ался у | двери чело | век. / /
Ни | кто / не от | крыл. / Иг | ра-али / | в прятки, / / |
| Бы-ыли ве | селые мо | ро-озные | святки... / / |
После Блока интересные опыты Т. обнаружены у М. Кузмина и К. Бальмонта. Вот начало одного лирического стихотворения М. Кузмина, его структура выдержана в духе спокойного паузного четырехдольника первого:
| «Ле-ето гос | по-однее — | благопри | я-атно.» / |
| Всхо-одит / | гость / на вы | сокое крыль | цо, / / / |
| Всё / / от | кроется, что | было непо | ня-атно. / |
| Ви-идишь в чер | тах его зна | комое ли | цо? / / / |
| Нам / этот | год / / пусть | будет высо | ко-осным, / |
| Бе-елым / | ка-амнем от | мечен этот | день. / / / |
| Всё / / прой | дет, / что о | кажется на | но-осным, / |
| Ся-адет / | пу-утник под | сладостную | сень. / / / |
Тактовик К. Бальмонта написан в форме четырехдольника третьего:
Я меч | то-ою ло | вил / ухо | дя-ащие | тени,
Ухо | дя-ащие | тени пога | са-авшего | дня; /
Я на | ба-ашню всхо | дил / и дро | жа-али сту | пени,
И дро | жа-али сту | пени под но | гой / у ме | ня. /
В отличие от лирических тактовиков Блока, Кузмина и Бальмонта, Маяковский дал ряд Т. четкой маршевой формы. Как у всех маршей, структура тактовиков Маяковского выдержана в нормах четырехкратных четырехдольников. Вот примеры:
| Бе-ейте / | в пло-ощади | бу-унтов / | то-опот! / |
| Вы-ыше / | го-ордых го | лов / гря-а | да! / / / |
| Мы / / раз | ли-ивом вто | ро-ого по | топа
Пере | мо-оем ми | ров / горо | да. / / / | / / / / |
| Дней / / / | бык / / / | пег. / / / | / / / / |
| Ме-едленна | лет / а-ар | ба. / / / | / / / / |
| Наш / / / | бог / / / | бег. / / / | / / / / |
| Се-ердце / | наш / бара | бан / / / | / / / / |
(«Наш марш») | Ра-азво-о | ра-а-ачи | ва-айтесь / | в ма-арше!
Сло | ве-есной не | ме-есто / | кляузе, / | / / / / |
| Ти-ише, о | ра-аторы! | Ва-аше / | / / / / |
| Сло-ово, то | ва-арищ / | маузер, / | / / /
До | во-ольно / | жить / / за | ко-оном, / | / / / / |
| Да-анным А | да-амом и | Е-евой! / | / / / / |
| Кля-ачу ис | тории за | го-оним. / | / / / / |
| Ле-евой! / | / / / / | Ле-евой! / | / / / / |
Ле-евой! / | / / / / | / / / / | / / / / |
(«Левый марш»)
Вслед за В. Маяковским интересное стихотворение написал С. Третьяков, применив в своем Т. ритм барабанного боя:
| Скоро пере | то-опчут, / | ско-оро, / | ско-оро, / |
| Быстро пере | ре-ежут / | ви-изги / | пуль. / / / |
| Топот и ко | пы-ыта / | в го-ору, / | в го-ору, / |
| Первая ше | ре-енга / | и / па-ат | руль. / / / |
Формы четырехдольных Т. разрабатывались группой поэтов-конструктивистов. Вот примеры:
| День, / голу | бой / день, / | пей / / / | даль! / / / |
| День, / золо | той / день, / | хлынь / / / | в боль! / / / |
| Тихие по | ляны золо | ти, / мой / | день! / / / |
| Спелым аро | матом, вете | рок, / дай / | дань! / / / |
(А. Квятковский)
| Вдруг / загу | де-ели / | со-онные | шпа-алы,
Дзы | зыкнул / по | ре-ельсам / | гул / хоро | вой. / / / |
| Поршнями и | шатунами | вышипая | шпа-арит, / |
| Стрельчато бук | су-уя, / | сиплый паро | воз. / / / |
(И. Сельвинский)
| Вороны и | гра-ают / | в «мо-оре вол | нуется.» / |
| Не-ебо от | о-осени | се-ерый кар | тон. / / / |
| Бьет / бара | бан. / По Го | ро-оховой | улице
Ре | бята-пио | ня-ата бе | гут / в дет/ | дом. / / / |
(Б. Агапов)
Та | кая была | ночь, / что ни | ветер гуле | вой, / /
Ни | русская ста | ру-уха зем | ля / / / | / / /
Не | знали, что по | де-елать с тя | желой голо | вой, /
Золо | той / голо | вой / Кре-ем | ля. / / / | / / /
(В. Луговской)
Пятидольные Т. не разработаны, хотя пятидольники целиком вышли из народной поэзии; у некоторых поэтов намечается тенденция отойти от стандартного полносложия, внести в пятидольники паузные модификации, ритмическую инверсию и даже полудольные слоги. См. пятидольники.
Шестидольный Т. представлен в русской поэзии единственным примером — стихотворением автора этих строк «Санная луната», напечатанным в сб. «Бизнес» (М., 1929). Вот первые строфы:
| Белые по | ляны, || белые по | ля. / |
| Лунные бе | ляны, || дымная зем | ля. / |
| Санное со | санье. || Сонная сос | на. / |
| Втягивают | коне´й || мутные сне | га. / | | Тихая ме | тель, / || путая рес | ницы. |
| Луна´тая | ночь / || поит небылицы... |
| Сунь / сонь / | в сани — || запах сено | коса. |
| Бледные под | ковы — || отсветами | кос. / |
| Гей, / кони, | гей! / || Гони´ коне´й | в кон! / |
| Канули ка | нику || лы / в сон... / | / / |
| Пей, / ночь, / | пей / || снеговой / | хмель, / |
| Снеговой / | вой, / || голубой / | бой!.. / |
| Ночь... / / / | Ночь? / || Белые по | ля. / |
| Лечь... / / / | Лечь? / || Длинная зем | ля. / |
| Метла´ / ме | тели || замела по | ля, / |
| Матовая | мгла / || пухом зацвела... / |
См. пауза в стихе, паузник трехдольный, былины, народный стих, тактометрический период, четырехдольник, частушка.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966