Русская энциклопедия - карачев
Связанные словари
Карачев
город в Брянской обл. Расположен на восточной окраине Среднерусской равнины, на р. Снежеть (приток Десны). Население 22,1 тыс. чел.
Карачев — один из древнейших русских городов. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146. С 1246 центр Карачевского удельного княжества, с 1396 находился под властью Литвы. С 1503 в составе Московского государства. Во время польско-литовской интервенции н. XVII в. разрушен поляками; в 1662 разорен крымскими татарами. С 1-й пол. XVIII в. известный торговый город. В 1868 через Карачев прошла Риго-Орловская железная дорога. В годы Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен.
КАРАЧУН
(Корочун), в древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух, злое божество скотского падежа. В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун».
День языческого почитания Карачуна (23 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота, один из самых холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.
О.П.
КАРГОПОЛЬ
город в Архангельской обл., центр Каргопольского р-на. Расположен на левом берегу р. Онеги, в 5 км от оз. Лача. Население 13,3 тыс. чел.
Известен с 1146; как город упоминается с XIV в. В XIV — XV вв. находился под властью Новгорода, с его падением в к. XV в. перешел к Великому княжеству Московскому. В XV—XVII вв. значительный торговый город, связывавший центр России с Поморьем. В XVI—XVII вв. играл заметную роль как крепость на северной окраине Русского государства. В 1608 в Каргопольской крепости был казнен предводитель крестьянского восстания И. И. Болотников. В 1613 выдержал осаду поляков. В XVII в. центр процветавшего воеводства, охватывавшего все Поонежье. С XVIII в. в связи с основанием С.-Петербурга торговое и экономическое значение Каргополя заметно снизилось.
КАРГОПОЛЬСКАЯ КАЗАНСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Явилась в г. Каргополе Олонецкой еп., в Вознесенской церкви. Прославилась в 1714. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митр. Иову.
Празднуется 8/21 июля.
Прот. И. Бухарев
КАРИОН ИСТОМИН
(1640 не ранее 1718), монах, писатель, переводчик, педагог. Постригся в монахи в Молченской Путивльской обители, где в это время (1672 — 75) находился Сильвестр Медведев, земляк и свойственник. С 1679 служил на Печатном дворе; иеродиакон в кремлевском Чудовом монастыре, преподаватель в Типографской и в Заиконоспасской школах Сильвестра Медведева. В 1682 справщик Печатного двора. Писал проповеди, вел переписку, составлял послания и грамоты для патр. Иоакима, выполнял секретарские обязанности при его преемнике Адриане. При царевне Софье Алексеевне — придворный поэт; сохранил высокое положение и после утверждения на престоле Петра I, став воспитателем царевича Алексея Петровича. В 1698—1701 — начальник Печатного двора. В это время особенно тесно общался с Димитрием Ростовским.
Перу монаха Кариона принадлежат книги «Едем», «Екклесиа», «Град Царства Небеснаго» («Полис»), «Домострой» (перевод трактата Эразма Роттердамского, заглавие позднее), по характеру своему просветительские и религиозно-дидактические; «Книга Стамна духоносная» — стихи в честь святых; «Стихи на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа»; стихотворные обличения старообрядцев и протестантов; шутливые вирши; службы, молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны. Карион — автор букварей печатных (1694, 1696) и рукописных подносных (1692, 1693, 1695), двадцати двух «слов» (сборник «Веселиил»), которые, вероятно, не только составлялись, но и произносились (характер проповедей — ученый); толкований, исторических повестей, поучений; «Катехизиса», в котором развивались идеи «Манны» Сильвестра Медведева; исторических трудов (предположительно — «Летописец Великия земли Российския»).
Л.К.
КАРПИНСКИЙ
Александр Петрович (26.12.1846/ 7.01.1847 — 15.07.1936), русский геолог, академик, общественный деятель. Родился на Урале, в семье горного инженера. Окончил Горный институт в Петербурге в 1866. Был постоянным представителем русской геологической науки на международных конгрессах и выполнял поручения по составлению карты Европы и унификации графических изображений в геологии. С 1899 по 1936 — президент Минералогического общества. С мая 1917 — первый выборный президент Академии наук. Научная деятельность Карпинского отличалась разносторонностью: работы по палеонтологии, стратиграфии и тектонике, петрографии, геологии и полезным ископаемым Урала. Им составлены сводные геологические карты Урала и Европейской России. С 1910-х главный объект исследований Карпинского — ископаемые организмы.
КАРПОВ
1. Василий Николаевич (2.04.1798-8.12.1867), русский духовный философ и писатель. Окончил Киевскую Духовную академию. В трудах «Введение в философию» (1840), «Систематическое изложение логики» (1856), «Взгляд на движение философии в мире христианском» (1856), исходя из положения о конечности природы и бесконечности духа доказывал зависимость развития человеческого разума от того, насколько он просветляется верой. С 1841 до конца жизни переводил сочинения Платона.
2. Иванович (ск. до 1545), дипломат и писатель. Происходил из старинного княжеского рода. В 1495 постельничий в поездке Ивана III и его внука Дмитрия в Новгород. С 1508 Карпов становится одним из руководителей восточной политики Московского государства, занимаясь преимущественно Крымским ханством.
Сохранились четыре принадлежащие Карпову послания (два — Максиму Греку, митр. Даниилу, старцу Филофею). Это лишь малая часть переписки образованных и высоко ценящих знание книжников, посвященная богословию, политике и т.д.
В кратком послании Филофею Карпов оценивает «писанийце» старца Елеазарова монастыря как сложенное «Омировым бо словом и риторским разумом», «не варварски же, ни невежески». Карпову свойственная обширная светская начитанность. В послании Даниилу он ссылается на «Этику к Никомаху» Аристотеля, цитирует «Метаморфозы», «Искусство любви» и «Фасты» Овидия. Он, по свидетельству Максима Грека, интересовался астрономией, философией, владел восточными языками, латынью, греческим. «Разумным» называл Карпова Максим Грек.
Л.К.
КАРПОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. В 1725 принесена в Курск из Карповской пустыни. Празднуется 7/21 июля.
КАРПОГОРЫ
село в Архангельской обл., центр Пинежского р-на. Расположено на р. Пинеге (приток Сев. Двины). Население 5,3 тыс. чел. Основано в XIV—XV вв. Архитектурные памятники: Веркольский монастырь (действующий), Красногорский монастырь (могила князя В.В. Голицына). В д. Валдокурье — могила оптинского старца отца Никона. Поселок Пинега — родина ученого в области механики, академика Г.И. Петрова, д. Веркола — родина писателя Ф.А. Абрамова.
КАРСАВИН
Лев Платонович (1/13.12.1882-12.07.1952), русский философ, историк, культуролог.
В 1922 выслан за границу, преподавал в Ковно и Вильно, умер в лагере. Карсавин развивает учение о всеединстве, связывая русскую философскую традицию с неоплатоническим направлением западной философии. Согласно учению Карсавина, государство, стремясь к осуществлению христианских идеалов, должно в конечном счете слиться с Церковью.
КАРСАВИНА
Тамара Платоновна (1885-1978), русская балерина, сестра Л. П. Карсавина. В 1902 — 18 в Мариинском театре, в 1909 — 29 выступала в Русских сезонах и в труппе «Русский балет» С. П. Дягилева.
КАРСКОЕ МОРЕ
окраинное море Северного Ледовитого океана, между островами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля.
Первые русские плавания по Карскому морю, вероятнее всего, начались не позднее XI — н. XII вв. Великая Северная экспедиция (1733 — 43) провела первое гидрографическое исследование южных берегов. Значительные научные результаты получены экспедициями: на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1913 (открытие Северной Земли).
КАРСУН
поселок городского типа в Ульяновской обл., центр Карсунского р-на. Расположен у впадения р. Карсунки в р. Барыш (бассейн Суры). Население 8,5 тыс. чел.
Основан в 1647 боярином-стольником и воеводой Б.М. Хитрово как крепость для защиты от набегов татар. С 1780 уездный город Симбирского наместничества.
КАРТАШЕВА
Нина Васильевна (р. 1.01.1953), русская поэтесса. Тематика ее стихов определяется твердой православно-патриотической позицией и глубоким осознанием русской национальной идеи.
Инициатор и ведущая Вечеров русской духовной культуры в Международном Славянском центре (с 1993), музее К. Васильева (с 1999). Автор поэтических сборников «Стихи из России» (Австралия, Мельбурн, 1991), «Чистый образ» (1993), «Имперские ряды» (1996).
КАРЫШЕВ
Николай Александрович (1855-1905), профессор политической экономии, публицист, земский деятель, предводитель уездного дворянства в Екатеринославской губ. В своем исследовании «Труд, его роль и условия приложения в производстве» (1897) дал огромный фактический материал о развитии трудовой деятельности в России, уделял особое внимание хозяйственному крестьянину, живущему в условиях общины. Карышев отмечал благотворное влияние общины на социально-экономическую стабильность России. Община спасает русского крестьянина от пролетаризации. Многие кризисные явления в экономике Карышев связывал с неумением должным образом регулировать и реформировать общину с учетом современных требований.
КАСИМОВ
город в Рязанской обл. Расположен в восточной части Мещёрской низменности, пристань на левом берегу Оки, при впадении в нее р. Бабенки. Население 38 тыс. чел, Основан в 1152 князем Юрием Долгоруким. До 1471 назывался Городец-Мещёрский; переименован в Касимов после того, как вел. кн. Московский Василий II Темный подарил его татарскому хану Касиму, бежавшему из Золотой Орды и принятому в 1446 на русскую службу. С сер. XV в. до 1681 центр Касимовского царства — удельного княжества на Оке.
КАСЛИ
город в Челябинской обл. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, среди озер Большие и Малые Касли, Иртяш, Сунгуль и Киреты. Население 19,7 тыс. чел.
Возник в 1747 как пос. Каслинский при строительстве А.Н. Демидовым чугуноплавильного и железоделательного завода, прославившегося с сер. XIX в. художественным чугунным литьем.
КАСПЕРОВСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В к. XVI в. перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском у. Херсонской губ. Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 досталась помещице Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра. В феврале 1840 Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богоматери и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались. Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее. По исследовании многочисленных разных чудес икона была признана чудотворною. Со всех сторон начали приходить страждущие, недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.
В 1852 жители Херсона испросили позволение совершать ежегодно в праздник Вознесения Господня крестный ход с чудотворною иконою. Во время Турецкой войны 1853 — 55 с чудотворною иконою был крестный ход в Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим. Это было принято за знамение особенного покровительства Божией Матери, и тогда же решили «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священнейшим».
Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой — мученица Татьяна. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами.
Празднуется 29 июня/12 июля.
С. Снессорева
КАСПИЙСКОЕ МОРЕ
(по названию древних племен каспиев), крупнейший в мире внутриматериковый бессточный соленый водоем, имеющий характерные морские и озерные признаки (озеро-море). Расположено преимущественно в зонах полупустынь и пустынь внутренней области Евразии и омывает берега России.
КАССИАН ИОАНН
(Иоанн Кассиан Римлянин), преподобный, празднуется 29 февраля/13 марта. О дне, в который праздновалась память этого святого, русские говорили так: «Касьян на народ — народу тяжело. Касьян на траву — трава сохнет. Касьян на скот — скот дохнет. — Зинул Касьян на крестьян. — Касьян на что ни взглянет, все вянет» и т.п. Этот неблагосклонный взгляд на Касьяна объясняется тем, что день памяти его совершается 29 февраля, т.е. в високосный год. Относительно високосных годов нужно заметить, что русские люди исстари считали их особенно несчастными: тогда, по мнению крестьян, прилучаются всевозможные беды и несчастия: и скот падает, и дерево засыхает, и повальные болезни являются, и сельские раздоры заводятся. Естественно, что так как праздник св. Касьяну совершается только по високосным годам, то и верования, приуроченные нашими предками к этому году, перешли на прп. Касьяна, и он стал, таким образом, виновником всех общественных бедствий. О дне прп. Касьяна сложилась следующая пословица: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года».
И.П. КалинскийИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"