Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - афанасий никитин - хождение за три моря

Афанасий никитин - хождение за три моря

В 1458 г. предположительно купец Афанасий Никитин отправляется из родной Тверив Ширванскую землю (на территории теперешнего Азербайджана). У него с собой путевыеграмоты от великого князя тверского Михаила Борисовича и от архиепископа ТверскогоГеннадия. С ним ещё купцы — всего идут на двух судах. Двигаются по Волге, мимоКлязьминского монастыря, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейсяво владениях Ивана III. Его наместник пропускает Афанасия далее.Василий Панин, посолвеликого князя в Ширване, к которому Афанасий хотел присоединиться, уже прошел внизпо Волге. Никитин ждет две недели Хасан-бека — посла ширваншаха татарского. Едетон с кречетами «от великого князя Ивана, и кречетов у него было девяносто».

Вместе с послом они двигаются дальше.В пути Афанасий делает записи о своем хожденииза три моря: «первое море Дербентское (Каспийское), дарья Хвалисская; второе море —

Индийское, дарья Гундустанская; третье море Черное, дарья Стамбульская» (дарьяno-перс. — море).Казань прошли без препятствий. Орду, Услан, Сарай и Берензаньпрошли благополучно. Купцов предупреждают, что караван подстерегают татары. Хасан-бек даетподарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путем. Неверные подарки взяли, однаковесть об их приближении подали. Татары настигли их в Богуне (на отмели в устьеВолги). В перестрелке были убитые с обеих сторон. Меньшее судно, на котором былаи поклажа Афанасия, разграблено. Большое судно дошло до моря и село на мель. И еготоже разграбили и четверых русских взяли в плен. Остальных отпустили «голыми головамив море». И они пошли, заплакав… Когда путники вышли на берег, и тут их взялив плен.В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина, который благополучно дошелдо Каспия, и Хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернулитовары. После долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. Считалось,

то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. И разошлись они ктокуда.Иные остались в Шемахе, другие пошли работать в Баку. Афанасий же самостоятельноидет в Дербент, затем в Баку, «где огонь горит неугасимый», из Баку за море —

в Ченокур. Здесь он живет полгода, месяц в Сари, месяц в Амале, о Рее он говорит, чтоздесь убили потомков Мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. ВКашане он живет месяц, месяц в Езде, где «домашний скот кормят финиками». Многие городаон не называет, потому как «много ещё городов больших». Морем добирается до Ормузана острове, где «море наступает на него всякий день по два раза» (впервые видитприливы и отливы), а солнечный жар может человека сжечь. Через месяц он, «после Пасхив день Радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конямиза море Индийское». Доходят до Комбея, «где родится краска и лак» (основныепродукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем идут до Чаула.У Афанасияко всему, что касается торговли, живой интерес. Он изучает состояние рынка и досадует, чтосолгали ему: «говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белыйдля бесерменской земли, перец, да краска». Афанасий привез жеребца «в Индийскуюземлю», за которого заплатил сто рублей. В Джуннаре хан отбирает у Афанасия жеребца,

узнав, что купец не мусульманин, а русин. Хан обещает вернуть жеребца и ещё дать тысячузолотых в придачу, если Афанасий перейдет в мусульманскую веру. И срок назначил: четыредня на Спасов день, на Успенский пост. Но накануне Спасова дня приехал казначей Мухамед,

хорасанец (личность его до сих пор не установлена). Он заступился за русского купца.

Никитину возвратили жеребца. Никитин считает, что «случилось Господне чудо на Спасовдень», «Господь Бог сжалился… не оставил меня, грешного, милостью своей».ВБидаре он опять интересуется товаром — «на торгу продают коней, камку (ткань), шелки всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский,

а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет»…Живо описываетНикитин нравы, обычаи народов, живущих в Индии.«И тут Индийская страна, и простыелюди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены,

и все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народамужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много —

дивятся белому человеку».Все доступно любознательности русского путешественника:

и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «Бой ведут все большена слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большиекованые мечи… да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки,

и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками,

да со стрелами».Особенно интересуют Афанасия вопросы веры. Он сговариваетсяс индусами пойти в Пар-ват — «то их Иерусалим, то же, что длябесермен Мекка». Он дивится, что в Индии семьдесят четыре веры, «а разных вер людидруг с другом не пьют, не едят, не женятся…».Афанасий горюет, что сбилсяс русского церковного календаря, священные книги пропали при разграблении корабля.

«Праздников христианских — ни Пасхи, ни Рождества Христова — не соблюдаю,

по средам и пятницам не пощусь. И живя среди иноверных, я молю Бога, пустьон сохранит меня…»Он читает звездное небо, чтобы определить день Пасхи.

На «пятую Пасху» Афанасий решает возвращаться на Русь.И снова он записываетто, что видел своими глазами, а также сведения о разных портах и торгах от Египтадо Дальнего Востока, полученные от знающих людей. Отмечает, где «родится шелк», где«родятся алмазы», предупреждает будущих путешественников, где и какие их поджидаюттрудности, описывает войны между соседними народами…Скитаясь по городам ещё полгода,

Афанасий добирается до порта — города Дабхола. За два золотых он отправляетсядо Ормуза на корабле через Эфиопию. Удалось поладить с эфиопами, и судноне ограбили.Из Ормуза Афанасий посуху идет к Черному морю и добирается до Трабзона.

На корабле он договаривается за золотой дойти до Кафы (Крым). Приняв за шпиона, егограбит начальник охраны города. Осень, непогода и ветры затрудняют переход моря. «Мореперешли, да занес нас ветер к самой Балаклаве. И оттуда пошли в Гурзуф, и стоялимы тут пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста.

Бог творец! Милостию Божией прошел я три моря. Остальное Бог знает, Бог покровитель ведает.

Аминь!»

См. также:

Другой Автор Повесть Временных Лет, Даниэль Дефо Жизнь И Удивительные Приключения Робинзона Крузо, Жан Ануй Жаворонок, Н В Гоголь Вечера На Хуторе Близ Диканьки, Эдгар Л Доктороу Рэгтайм, Милан Кундера Невыносимая Легкость Бытия

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое афанасий никитин - хождение за три моря
Значение слова афанасий никитин - хождение за три моря
Что означает афанасий никитин - хождение за три моря
Толкование слова афанасий никитин - хождение за три моря
Определение термина афанасий никитин - хождение за три моря
afanasiy nikitin hozhdenie za tri morya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
391
2
383
3
296
4
307
5
358
6
277
7
298
8
261
9
360
10
389
11
372
12
393
13
343
14
356
15
346
16
364
17
355
18
403
19
355
20
326