Краткие содержания произведений - густав майринк - голем
Густав майринк - голем
Лунный луч падает в изножие его кровати. Герой ощущает, что его спящее тело лежит в кровати, а«чувства отделились от тела и больше от него не зависят»…Вдруг он оказывается в угрюмом дворе пражского гетто, видит своих соседей — четырнадцатилетнююрыжеволосую Розину и человека с круглыми рыбьими глазами и раздвоенной заячьей губой —старьевщика Аарона Вассертрума, Розина старается обратить на себя внимание героя, за ней ревнивонаблюдает один из братьев-близнецов, рябой подросток Лойза (впрочем, и другой брат, глухонемойЯромир, тоже одержим страстью к Розине). Герой оказывается у себя в каморке. Вассертрум смотрит настены соседнего дома, примыкающие к окну героя. Что он может там видеть? Спустя какоето время из-застены, из соседней студии раздается радостный женский смех. Герой тут же вспоминает, что егознакомый, актер-кукловод Цвак несколько дней назад сдал свою студию «молодому важному господину»,
чтобы тот мог встречаться со своей дамой сердца без соглядатаев. Женский смех за стенойпробуждает смутные воспоминания героя об одном богатом доме, где ему часто приходилосьреставрировать дорогие антикварные вещи. Внезапно поблизости раздается пронзительный крик,
затем скрип железной чердачной двери. В комнату врывается бледная как смерть молодая женщина,
крича: «Мастер Пернат, ради Христа, спрячьте меня!» На секунду дверь снова распахивается, за ней —лицо Аарона Вассертрума, похожее на страшную маску.Перед героем вновь всплывает пятно лунного света в изножии его Кровати. Атанасиус Пернат —отчего ему знакомо это имя? Когда-то давным-давно он перепутал свою шляпу с чужой (и она пришласьему как раз впору). На её белой шелковой подкладке золотыми буквами было написано имя владельца —«Атанасиус Пернат».Герой снова ощущает себя Пернатом. К нему, граверу-реставратору, приходит неизвестный и приноситкнигу, в которой нужно поправить инициал, сделанный из двух листиков тонкого золота. Пернатначинает листать книгу, перед ним встают поразительные видения. Одно из них — сплетенная вобъятиях пара, на его глазах принявшая целокупную форму полумужчины-полуженщины, гермафродита, исидящая на перламутровом троне в короне из красного дерева. Очнувшись от видений, Пернат хочетнайти человека, принесшего книгу, но тот исчез. Пернат пытается — и не может — вспомнить его облик.
Только представив себя на его месте, Пернат чувствует, что становится похожим на него: безбородоелицо, выпуклые скулы, раскосые глаза — да это же Голем! О Големе существует легенда. Когда-тодавным-давно один раввин по канонам каббалы изготовил из глины искусственного человека, Голема,
чтобы тот помогал ему в качестве служки. Голем влачил жалкое полуосознанное существование иоживал, только когда раввин вкладывал ему в рот записку с магическими знаками. Однажды, когда онзабыл вынуть её, Голем впал в бешенство и начал крушить все вокруг. Раввин бросился к нему и вынулбумажку со знаками. Тогда истукан замертво рухнул на землю. Говорят, что он появляется в городекаждые тридцать три года.Пернат видит себя во дворе, рядом с ним — студент Хароузек в потертом летнем пальто с поднятымворотником. Студент ненавидит старьевщика и уверяет Перната, что именно он, Хароузек, виноват всмерти сына старьевщика, доктора Вассори, глазного врача-шарлатана (Вассертрум же винит в этомдоктора Савиоли). Савиоли — это имя молодого господина, снявшего комнату рядом с каморкойПерната.Пернат получает письмо от женщины, которую недавно спас от старьевщика. Она просит его о встрече.
Ангелина — так зовут женщину — помнит Перната с детства. Сейчас она нуждается в его помощи:
старьевщик Вассертрум хочет довести заболевшего доктора Савиоли до самоубийства. Ангелиназамужем, она боится, что муж узнает о её измене, и отдает Пернату на хранение свою переписку сСавиоли.По соседству с Пернатом живет Шмая Гиллель, архивариус в еврейской ратуше, с дочерью-красавицейМириам. Мириам чиста душой и живет в предвкушении чуда, которое преобразит жизнь. В то же время ейтак дорого само ожидание, что иногда она хочет, чтобы чуда не произошло. В своих видениях Пернатощущает себя Големом, а Шмая Гиллель кажется ему раввином-повелителем, и это своеобразноокрашивает их реальные взаимоотношения. Пернат вырезает на лунном камне камею с портретом Мириам,
которая напоминает ему изображения древней книги, так взволновавшей его. Пернат любит Мириам, ноеще не осознает этого, а прежде чем он поймет, случится еще многое: встречи с Ангелиной,
лихорадочные речи Хароузека, полные ненависти к Вассертруму (как выясняется, старьевщикприходится ему отцом); козни Вассертрума, в результате которых Пернат попадает в тюрьму по ложномуобвинению; его мистическое общение с Мириам, множество посетивших его видений…Выйдя из тюрьмы, Пернат бросается искать Шмаю Гиллеля и его дочь и видит, что квартал уничтожен,
идет реконструкция этого района города. Пернат не может найти и своих друзей — кукловода Цвака,
слепого Нефтали Шафранека. В отсутствие Перната умер старьевщик Вассертрум, а студент Хароузекпокончил с собой на его могиле, завещав треть доставшегося от Вассертрума наследства Пернату.Пернат собирается истратить эти деньги на поиски Шмаи Гиллеля и его дочери. А пока он снимаетквартиру в единственном не тронутом реконструкцией доме во всем квартале — в том самом, где, попреданию, иногда видели Голема. На Рождество, когда Пернат сидит у зажженной елки, ему является егодвойник — Голем. В доме начинается пожар. Пернат спускается вниз по веревке, ему видятся в одном изокон Гиллель и Мириам, он радостно окликает их… и срывается с веревки.Вдруг герой приходит в себя: он лежит на кровати, в изножии которой пятно лунного света. А Пернат— вовсе не его имя, оно написано на белой шелковой подкладке шляпы, которую он накануне перепуталсо своей в соборе в Градчанах. Герой пытается пройти по следам Перната. В одном из кабачковпоблизости он узнает, что тот женился на Мириам. Наконец после долгих поисков герой оказывает ся удома Перната близ «Стены у последнего фонаря», «где ни одна живая душа не может жить». Надвустворчатых воротах — бог-гермафродит на перламутровом троне. Старый слуга, с серебрянымипряжками на башмаках, в жабо и старинного покроя сюртуке, берет шляпу, и перед героем в пролетеворот появляется сад и похожий на храм мраморный дом, а на ступеньках Атанасиус Пернат и Мириам.
Мириам так же хороша и молода, как во сне героя, а лицо Перната кажется герою собственнымотражением в зеркале. Возвращается слуга и отдает герою его шляпу.
См. также:
Гюнтер Грасс Жестяной Барабан, Лондондж Алая Чума, Михаил Булгаков Театральный Роман, Жан Жироду Зигфрид И Лимузен, Мартин Эмис Ночной Поезд, Лондондж До Адама