Краткие содержания произведений - иосиф бродский - мрамор
Иосиф бродский - мрамор
в помещении камеры она декорирована под дорическую колонну. Внутри её располагается лифт и шахтамусоропровода. Тела умерших узников спускают в мусоропровод, внизу которого расположены стальныеножи сечки, а еще ниже — живые крокодилы. Все это служит мерами предотвращения побегов из тюрьмы. Спомощью лифта, расположенного внутри трубы, в камеры подается все необходимое, а также то, чтозаказывают заключенные, отходы удаляются через мусоропровод. Внутри камеры на стеллажах и в нишахстоят мраморные бюсты классических писателей и поэтов.Туллий по происхождению римлянин, а Публий — уроженец провинции, варвар, как называет егосокамерник. Это не только характеристика их происхождения, но и характеристика мироощущения.
Римлянин Туллий не протестует против своего положения, но это означает не смирение с участью, аотношение к ней как форме бытия, наиболее адекватной его сущности, ибо отсутствие пространствакомпенсировано избытком Времени. Туллий стоически спокоен и не ощущает утраты того, что осталосьза стенами тюрьмы, так как не привязан ни к чему и ни к кому. Такое отношение к миру он считаетдостойным настоящего римлянина, и его раздражает привязанность Публия к житейским наслаждениям.
Это называет он варварством, мешающим постичь истинный смысл жизни, который заключается в том,
чтобы слиться со Временем; избавиться от сантиментов, любви, ненависти, от самой мысли о свободе.
Это и должно привести к слиянию со Временем, растворению в нем. Туллия не раздражает однообразиетюремного распорядка, так как истинный римлянин, по его мнению, не ищет разнообразия, но, напротив,
жаждет единообразия, потому что смотрит на все sup sреcie aeternitatis. Идея Рима в его понимании — вседоводить до логического конца — и дальше. Все иное называет он варварством.Время в камере проходит в постоянных пикировках Туллия и Публия, во время которых Туллийупрекает Публия за его стремление на свободу, которое он также считает проявлением варварства.
Побег — это выход их Истории в Антропологию, «или лучше: из Времени — в историю». Идея Башни — этоборьба с пространством, «ибо отсутствие пространства есть присутствие Времени». Потому, считаетон, Башня так ненавистна Публию, что страсть к пространству — суть варварства, в то время какистинно римской прерогативой является стремление познать чистое Время. Туллий не стремится насвободу, хотя считает, что выбраться из тюрьмы возможно. Но именно стремление к возможному иотвратительно для римлянина. Публию же, по мысли Туллия, проще, как варвару, стать христианином,
чем римлянином, потому что из жалости к себе он мечтает либо о побеге, либо о самоубийстве, но и то идругое, на его взгляд, отдает идеей вечной жизни.Туллий предлагает Публию пари на снотворное, которое положено узникам, что он осуществит побег.
Пока Публий спит, Туллий, оставив в камере только бюсты Овидия и Горация, сбрасывает вмусоропровод остальные мраморные изваяния, в расчете, что они своей тяжестью, увеличеннойускорением свободного падения с высоты семьсот метров, разрушат ножи сечки и убьют крокодилов.
Потом он запихивает в мусоропровод матрас и подушки и забирается туда сам.Проснувшись, Публий замечает в камере что-то неладное и обнаруживает отсутствие бюстов. Онзамечает, что Туллий исчез, но не может этому поверить, осознав случившееся. Публий начинаетдумать о новом сокамернике и по внутреннему телефону сообщает претору, то есть тюремщику, обисчезновении Туллия Варрона. Но выясняется, что претору это уже известно, так как Туллий сампозвонил ему из города и сообщил, что возвращается домой, то есть в Башню. Публий в смятении, и вэтот момент в камере появляется Туллий, к изумлению Публия, который не может понять, почему Туллий,
удачно осуществив побег, вернулся, но тот отвечает, что только затем, чтобы доказать, что выигралпари, и получить выигранное снотворное, которое, в сущности, и есть свобода, а свобода тем самым —снотворное. Но Публию чужды эти парадоксы. Он уверен, что если бы сам сбежал, то уж ни за что невернулся бы, а теперь одним способом побега стало меньше. Но Туллий уверяет, что побег всегдавозможен, но это доказывает только то, что система несовершенна. Такая мысль может устроитьварвара, но не его, римлянина, стремящегося к абсолюту. Он требует отдать ему выигранноеснотворное. Публий просит рассказать, как ему удалось бежать из Башни, и Туллий открывает емумеханизм побега и говорит, что идею подсказал как раз ему флакон со снотворными таблетками,
имеющий, как и мусоропровод, цилиндрическую форму. Но Публий хочет бежать из тюрьмы не как местажизни, а как места смерти. Свобода ему нужна, потому что она «есть вариации на тему смерти». Но, помысли Туллия, главный недостаток любого пространства, и в том числе этой камеры, заключается в том,
что в нем существует место, в котором нас не станет, время же лишено недостатков, потому у него естьвсе, кроме места. И поэтому его не интересует ни где он умрет, ни когда это произойдет. Егоинтересует только, «сколько часов бодрствования представляет собой минимум, необходимыйкомпьютеру для определения» состояния человека как бытия. То есть для определения, жив ли он. Исколько таблеток снотворного он «должен единовременно принять, дабы обеспечить этот минимум».
Это максимальное бытие вне жизни, считает он, действительно поможет ему уподобиться Времени, «тоесть его ритму». Публий недоумевает, зачем Туллию столько времени спать, если заключение их —пожизненное. Но Туллий отвечает, что «пожизненно переходит в посмертно. И если это так, то ипосмертно переходит в пожизненно… То есть при жизни существует возможность узнать, как будеттам… И римлянин такой шанс упускать не должен».Туллий засыпает, а Публий пугается предстоящих семнадцати часов одиночества, но Туллий утешаетего тем, что, проснувшись, расскажет, что видел… про Время… Он просит придвинуть к нему поближебюсты Горация и Овидия и в ответ на упреки Публия, что мраморные классики ему дороже человека,
замечает, что человек одинок, как «мысль, которая забывается».
См. также:
Тургеневис Вешние Воды, Солженицын Аи Архипелаг Гулаг, Чарлз Мэтьюрин Мельмот-скиталец, Другой Автор Повесть Временных Лет, Паустовскийкг Телеграмма, Платонов Андрей Павлович В Прекрасном И Яростном Мире