Краткие содержания произведений - леонид андреев - жизнь василия фивейского
Леонид андреев - жизнь василия фивейского
почтенные односельчане не удостаивают батюшку внимания. По ночам пьяная жена требуетот него ласк, хрипло моля: «Отдай сына, поп! Отдай, проклятый!» И страсть ее побеждаетцеломудренного мужа.Рождается мальчик, в память покойного брата нарекают его Василием. Вскоре становится ясно,
что ребенок — идиот; еще нестерпимее делается жизнь. Прежде отцу Василию казалось: землякрохотная, а на ней он один, огромный. Теперь эта земля вдруг населяется людьми, все они идутк нему на исповедь, а он, безжалостно и бесстыдно требуя от каждого правды,
со сдержанным гневом повторяет: «Что я могу сделать? Что я — Бог? Его проси!»Он позвал к себе горе — и горе идет и идет со всей земли, и он бессилен уменьшитьземное горе, а только повторяет: «Его проси!» — уже сомневаясь в желании Бога облегчитьлюдское страдание.Как-то Великим постом исповедуется ему нищий калека. Страшное признание делает он: десятлет назад изнасиловал в лесу девочку, задушил ее и закопал. Многим священникам сообщалзлодей свою тайну — и никто ему не верил; он и сам стал думать, что это — злая сказка,
и, рассказывая ее в следующий раз, придумывал новые подробности, менял облик бедной жертвы.
Отец Василий — первый, кто верит услышанному, словно сам совершил злодеяние. Упав на колениперед убийцей, священник кричит: «На земле ад, на небе ад! Где же рай? Ты человекили червь? Где твой Бог, зачем оставил тебя? Не верь в ад, не бойся! Ада не будет!Ты окажешься в раю, с праведными, со святыми, выше всех — это я тебе говорю!…»В ту ночь, накануне Страстной пятницы, отец Василий признается жене, что не может идтив церковь. Он решает пережить как-то лето, а осенью снять с себя сан и уехатьс семьей куда глаза глядят, далеко-далеко…Это решение вносит в дом покой. Три месяца отдыхает душа. А в конце июля, когда отецВасилий был на сенокосе, в доме его вспыхивает пожар и заживо сгорает жена.Он долго бродил по саду старого дьякона, служащего с ним и приютившего с дочерьюи сыном после пожара. И чудны мысли отца Василия: пожар —не был ли таким же огненным столпом, как тот, что евреям указывал путь в пустыне?Всю его жизнь Бог решил обратить в пустыню — не для того ли, чтобы он, Василий Фивейский,
не блуждал более по старым, изъезженным путям?…И впервые за долгие годы, склонив смиренно голову, он произносит в то утро:
«Да будет святая воля Твоя!» — и люди, увидевшие его в то утро в саду, встречаютнезнакомого, совсем нового, как из другого мира, человека, спрашивающего их с улыбкою:
«Что вы так на меня смотрите? Разве я — чудо?»Отец Василий отправляет дочь в город к сестре, строит новый дом, где живет вдвоем с сыном,
читая ему вслух Евангелие и сам будто впервые слушая об исцелении слепого, о воскрешенииЛазаря. В церкви он теперь служит ежедневно (а прежде — лишь по праздникам); наложилна себя монашеские обеты, строгий пост. И это новое его житие еще больше настораживаетодносельчан. Когда погибает мужик Семен Мосягин, определенный отцом Василием в работникик церковному старосте, все сходятся на том, что виноват — поп.Староста входит к отцу Василию в алтарь и впрямую заявляет: «уходи отсюда. От тебяздесь одни несчастья. Курица и та без причин околеть не смеет, а от тебя гибнут люди».
И тогда отец Василий, всю жизнь боявшийся старосту, первый снимавший шляпу при встрече с ним,
изгоняет его из храма, как библейский пророк, с гневом и пламенем во взоре…Отпевание Семёна совершается в Духов день. По храму — запах тления, за окнами темно,
как ночью. Тревога пробегает по толпе молящихся. И разражается гроза: прервав чтениепоминальных молитв, отец Василий хохочет беззвучно и торжествующе, как Моисей, узревшийБога, и, подойдя ко гробу, где лежит безобразное, распухшее тело, зычно возглашает: «Тебеговорю — встань!»Не слушается его мертвец, не открывает глаз, не восстает из гроба. «Не хочешь?» —отец Василий трясет гроб, выталкивает из него мертвеца. Народ в страхе выбегает из храма,
полагая, что в тихого и нелепого их пастыря вселились бесы. А он продолжает взыватьк покойнику; но скорее стены рухнут, чем послушается его мертвец…Да он и не с мертвецом ведет поединок — сражается с Богом, в которого уверовалбеспредельно и потому вправе требовать чуда!Охваченный яростью, отец Василий выбегает из церкви и мчит через село, в чисто поле, гдеоплакивал не раз свою горькую судьбу, свою испепеленную жизнь. Там, среди поля, и найдут егоназавтра мужики — распластанного в такой позе, будто и мертвый он продолжал бег…
См. также:
Твардовский Александр Василий Тёркин, Другой Автор Повесть Временных Лет, Ретиф Де Ла Бретон Совращённый Поселянин, Или Опасности Городской Жизни, Даниэль Дефо Жизнь И Удивительные Приключения Робинзона Крузо, Павел Мельников В Лесах, Владимир Соллогуб Тарантас