Краткие содержания произведений - максим горький - мещане
Максим горький - мещане
метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сынПетр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочьТатьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машиниств железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин —нахлебники;Елена Николаевна Кривцова — молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающаяв доме комнаты, и Степанида — кухарка, выполняющая в доме всю черную работус помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговцапевчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница,
подруга Татьяны.Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихсяи затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностьюк нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По егомнению, оба они стали слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить.
Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и работатьна приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что детине столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-засвоей ослабленной воли, потере интереса к жизни и т.д. Образование действительно не пошлоим на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанскихкорней.В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнениюТетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решитьсяв пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежнопойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, котораябезнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, — вопрос открыт:
скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскимикорнями и новыми веяниями времени.Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее«прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекаетБессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собойсвязанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, чтолюбит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воляи целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в негоТатьяне и к воспитавшему его Бессеменову.Попутно в пьесе разворачиваются окраинныесюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянстваи скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовьюк птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней своеместо. Наиболее интересный из второстепенных персонажей — Тетерев. Этот человек слишкомогромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являютсяБессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевамикоторой будут люди вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнанника жизни.Пьесазаканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьянапонимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падаетна клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук…
См. также:
Гюнтер Грасс Жестяной Барабан, Н. А. Некрасов Русские Женщины, Юджин О’нил Любовь Под Вязами, Клиффорд Саймак Выбор Богов, Леонид Леонов Вор, Максим Горький В Людях