Краткие содержания произведений - марина цветаева - крысолов
Марина цветаева - крысолов
бюрократический, диктаторский. Это приговор любой утопии о возможности народного торжества,
народной власти. Это же издевка над разговорами о революционности масс, в основе бунта которыхвсегда лежат самые низменные мотивы — социальная зависть и жажда обогащения.Поэма Цветаевой чрезвычайно многопланова. «Крысолов» потому и стал одним из вечных, бродячихсюжетов мировой литературы, что трактовка каждого персонажа может меняться на прямопротивоположную. Крысолов — и спаситель, и убийца, жестоко мстящий городу за обман. Горожане — ижертвы, и подлые обманщики, и снова жертвы. Музыка не только губит крыс, но и дарит им в гибелипоследнюю возможность обрести достоинство, возвышает их, сманивает чем-то прекрасным и уж вовсяком случае несъедобным.Легенда о крысолове впервые появилась в литературной обработке в «Хронике времен Карла IX»Мериме. До этого она существовала в нескольких фольклорных вариантах. Фабула её проста: в немецкомгороде Гаммельне нашествие крыс грозит истребить все запасы еды, а потом и самих горожан. ВГаммельн приходит загадочный крысолов, который обещает увести всех крыс за огромноевознаграждение. Ему обещают эти деньги, и он игрой на дудке сманивает крыс в реку Везер, где крысы итонут благополучно. Но город отказывается выплатить ему обещанные деньги, и крысолов в отместкутой же игрой на флейте завораживает всех до одного гаммельнских детей — уводит их из города вгору, которая перед ним расступается. В отдельных вариантах легенды люди, выходящие из горы,
встречаются много после в окрестностях Гаммельна, они провели в горе десять лет и обладаюттайными знаниями, но это уже варианты неканонические и к легенде прямого отношения не имеющие.Цветаева сохраняет эту фабулу, но придает персонажам особое значение, так что конфликт выглядитсовсем не так, как в фольклорной первооснове. Крысолов у Цветаевой — символ музыки вообще, музыкиторжествующей и ни от чего не зависящей. Музыка амбивалентна. Она прекрасна, независимо от того,
каковы убеждения художника и какова его личность. Потому, мстя горожанам, крысолов обижается не нато, что ему недоплатили, не от жадности уводит детей, а потому, что в его лице оскорблена музыка кактаковая.Музыка равно убедительна для крыс, бюргеров, детей — для всех, кто не желает её понимать, новолей-неволей вынужден подчиняться её небесной гармонии. Художник с легкостью уводит за собойкого угодно, каждому посулив то, что ему желательно. А крысам желательна романтика.Победивший пролетариат у Цветаевой довольно откровенно, с массой точных деталей изображен ввиде отряда крыс, который захватил город и теперь не знает, что делать. Крысам скучно. «Господа,
секрет: отвратителен красный цвет». Им надоедает собственная революционность, они зажирели иобрюзгли. «У меня заплывает глаз», «У меня оплывает слог», «У меня отвисает зад…» Они вспоминаютсебя отважными, зубастыми и мускулистыми, ненасытно-голодными борцами — и ностальгируют о том,
что «в той стране, где шаги широки, назывались мы…». Слово «большевики» встает в строку само собой,
ибо «большак», большая дорога, символ странствий, — ключевое слово в главе.Их-то и сманивает флейта: Индией, новым обещанием борьбы и завоеваний, странствием туда, где онистряхнут жир и вспомнят молодость (пророчица Цветаева не могла знать, что в головах некоторыхкавалерийских вождей вызревал план освобождения Индии, чтобы не пропадал попусту боевой пылкрасноармейцев после победы в гражданской войне). За этой романтической нотой, за обещаниемстранствий, борьбы и второй молодости крысы уходят в реку.Но детей крысолов сманивает совсем другим, ибо он знает, чьи это дети. Это дети сонного,
благонравного, обывательского, сплетничающего, жадного, убийственного Гаммельна, в которомненавидят все непохожее, все живое, все новое. Таким видится Цветаевой мир современной Европы, но и— шире — любое человеческое сообщество, благополучное, долго не знавшее обновления и потрясения.
Этот мир не в силах противостоять нашествию крыс и обречен… если только не вмешается музыка.Дети этого мира могут пойти только за сугубо материальными, простыми, убогими посулами. Икрысолов у Цветаевой сулит им «для девочек — перлы, для мальчиков — ловля их, с грецкий орех… И —тайна — для всех». Но и тайна эта простая, детская, глупая: дешевая сказка с сусальным концом, сблагоденствием в финале. Мечты благовоспитанных мальчиков и девочек: не ходить в школу, неслушаться будильника! Всем — солдатики, всем — сласти! Почему дети идут за флейтой? «Потому чтоВСЕ идут». И эта детская стадность, тоже по-своему крысиная, демонстрирует всю внутреннюю фальшь«детского» или «молодежного бунта».А музыка — жестокая, торжествующая и всесильная — уходит себе дальше, губя и спасая.
См. также:
Джордж Байрон Корсар, Александр Блок Интеллигенция И Революция, Марина Цветаева Повесть О Сонечке, Гесиод Теогония, Или О Происхождении Богов, Гомер Илиада, Томас Вулф Взгляни На Дом Свой, Ангел