Краткие содержания произведений - новалис - гейнрих фон офтердинген
Новалис - гейнрих фон офтердинген
которому предначертано стать большим поэтом, с трепетом прислушивается к рассказам своихпопутчиков о поэтах и об их власти над душами всех живых существ. Купцы знакомят его с двумялегендами. В одной из них говорится о том, как некогда, в далекие времена, одному прославленномупоэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плылпо морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернулиотобранные у него сокровища. В другой легенде речь идет о дворе просвещенного,
покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом ицелый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год её возлюбленный своимипеснями и игрой на лютне настолько овладел сердцем её отца, что тот даровал им обоим прощение ипринял в свои объятия их и своего новорожденного внука.Через несколько дней путники останавливаются в замке старого воина и становятся свидетелямиподготовки к новому крестовому походу. В его же владениях Генрих знакомится с молодой,
привезенной с Востока пленницей Зулеймой. Она томится вдали от родины и оплакивает своюбезрадостную судьбу.Покинув замок, Генрих со своими попутчиками вскоре останавливается в предгорной деревне, гдезнакомится со старым рудокопом. Тот рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах,
сокрытых в недрах земли. Под его предводительством они посещают в горах целую галерею пещер, гденаходят останки доисторических животных и знакомятся с отшельником фон Гогенцолерном, которыйпосле славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения,
познания внутренней жизни своей души и изучения истории. Отшельник показывает им свои книги. Водной из них Генрих видит пещеру, самого себя, а рядом с собой — отшельника и старика, однако всеодеты в непривычную одежду и надписи сделаны на непонятном ему языке. Постепенно он находит надругих страницах восточную женщину, своих родителей и многих других известных ему людей.Ознакомившись за время своего путешествия по стране с некоторыми тайнами истории и недр земли,
Генрих фон Офтердинген наконец прибывает в Аугсбург, к своему деду старому Шванингу. В доме у дедаГенрих знакомится с поэтом Клингсором, величавым человеком, изображение которого он уже видел вкниге отшельника, и его дочерью Матильдой. Между молодыми людьми с первого же взгляда зарождаетсялюбовь, а вскоре они становятся женихом и невестой.Клингсор руководит духовным созреванием юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о еговнутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном «пользовании» своими душевнымисилами. Призывает его развивать разум, а также постигать закономерность происходящих в миресобытий и «сущность» любого дела, любого явления, чтобы душа его в итоге стала внимательной испокойной. Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету, она стольже проникновенна, могущественна и незаметна, как свет.Генрих рассказывает Клингсору о своем путешествии, и вся его речь, её строй и образностьсвидетельствуют о том, что молодой человек рожден быть поэтом.По убеждению Клингсора, в поэзии нет ничего необычного, она есть «основное свойство духачеловеческого». Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостямсимволическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими её врагами. Эта историяпредвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа. В сказке говорится окоролевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а такжеоб их крестной матери Софии.Вторая часть романа (её Новалис не успел закончить) называется «Свершение». Начинается она стого, что Генрих в облике странника, в состоянии равнодушного отчаяния, в которое он впал послесмерти Матильды, бредет по горам. Перед ним внизу расстилается Аугсбург, вдали блестит зеркалострашного таинственного потока. В стороне он как будто бы видит монаха, стоящего на коленях переддубом. Ему кажется, что это старый придворный капеллан. Однако, подойдя ближе, он осознает, чтоперед ним всего лишь утес, над которым склонилось дерево. Вдруг дерево начинает дрожать, камень —глухо звенеть, а из-под земли раздается радостное пение. Из дерева слышится голос, который проситГенриха сыграть на лютне и спеть песню и обещает, что тогда появится девушка, которую он долженвзять с собой и не отпускать от себя. Генрих узнает в нем голос Матильды. В листве дерева перед нимвозникает видение его возлюбленной, которая с улыбкой ласково на него смотрит. Когда видениеисчезает, вместе с ним из его сердца уходят все страдания и заботы. Не остается ничего, крометихого томления и грусти. Проходят боль утраты и чувство пустоты вокруг. Генрих начинает петь и незамечает, как к нему подходит девушка и уводит его с собой. Она знакомит его со стариком, которогозовут Сильвестром, он врач, но Генриху кажется, что перед ним стоит старик рудокоп.Оказывается, что давным-давно старика посетил и отец Генриха, в котором Сильвестр увидел задаткискульптора и познакомил его с драгоценным наследием древнего мира. Однако его отец не послушалсязова своей истинной природы, и окружающая действительность пустила в нем слишком глубокие корни.
Он сделался просто искусным ремесленником.Старик желает, чтобы Генрих вернулся в свой родной город. Однако Генрих говорит, что лучше узнаетсвою родину, путешествуя по разным странам, и вообще люди, много путешествующие, отличаются отдругих более развитым умом и другими удивительными свойствами и способностями. Они ведут беседу оважности возобладания единой силы, силы совести надо всем сущим; о причине зла, которое, по мнениюстарика, коренится в общей слабости; о взаимопроникновении и единой «сущности» всех миров ичувств во вселенной.Новалис не успел завершить эту вторую часть, в которой хотел выразить саму суть поэзии. Не успелон и оформить свою мысль о том, что все на свете: природа, история, война, обыденная жизнь — всепревращается в поэзию, поскольку она и есть дух, оживляющий все сущее в природе. Во второй частиГенриху предстояло более полно ознакомиться с окружающим миром. Он должен был попасть в Италию,
участвовать в военных действиях, при дворе императора встретиться с сыном Фридриха II и стать егоблизким другом, побывать в Греции, совершить путешествие на Восток, вплоть до Иерусалима, затемвернуться в Турингию и вместе с Клингсором принять участие в знаменитом поэтическом турнире.
Продолжение романа должно было превратиться в мифологическое и символическое повествование, вкотором все: животные, растения и камни — должно было разговаривать и претерпевать волшебныепревращения. Матильде, уже после своей смерти, в облике разных женщин предстояло часто встречатьГенриха, который наконец наяву должен был сорвать «голубой цветок» из своего сна.
См. также:
Томас Манн Иосиф И Его Братья, Михаил Шолохов Тихий Дон, Фрэнк Норрис Спрут, Виктор Пелевин Generation П, Лоренс Стерн Жизнь И Мнения Тристрама Шенди, Джентльмена, Другой Автор Повесть Временных Лет