Краткие содержания произведений - стефан гейм - агасфер
Стефан гейм - агасфер
ибо Агасфер в отличие от Люцифера, который жаждет полного уничтожения всего сотворенного,
надеется на то, что мир можно изменить. Отныне он обречен скитаться по земле до Страшного суда.Агасфер пытается убедить ребе Йешуа, который верит, что он — Сын Божий, снискавший любовь иблаговоление Отца, в том, что Бог, Творец Вселенной, не есть Бог любви. Если Йешуа — поистине СынБожий, то он должен изменить этот мир, полный жестокости и не справедливости. Но Йешуаотказывается бороться с Богом и утвердить Царство свое на земле: он убежден, что любовь сильнеемеча, готов стать жертвой, обреченной на заклание, и взять на себя грехи мира.Агасферу известно все, что ожидает Йешуа: предательство Иуды, суд, распятие, смерть ивоскресение, после чего он вознесется к Богу. Но это, как доподлинно известно Агасферу, ничего неизменит в мире, столь немудро устроенном. Агасфер встречает Люцифера, который, играя на жадностиИуды Искариота, внушает ему мысль предать своего учителя, если тот сам захочет, чтобы Иуда егопредал. Агасфер упрекает Йешуа в пассивности и предрекает, что после его смерти учение егоизвратят и во имя любви будут творить жестокости и несправедливость. В последний раз Агасферуговаривает Йешуа стать вождем и царем Израиля, когда тот несет крест на Голгофу и хочетпередохнуть у ворот дома Агасфера. Агасфер прячет под одеждой огненный меч Божий, он готов поднятьего ради страдальца и рассеять его врагов, но тот желает до конца испить чашу, которую дал ему Отец.
Агасфер, разгневанный его упрямством, прогоняет Йешуа, а тот проклинает его, сказав, что отныне он,
Агасфер, должен будет ждать возвращения Сына Человеческого.Люцифер убеждает Агасфера пойти к Йешуа и спросить его, чего же он добился тем, что взял на себягрехи мира, ибо мир не стал лучше после его мученической смерти. Агасфер нарушает небесный покойСына Человеческого и призывает его к ответу, но тот по-прежнему утверждает, что истина — в Боге,
хотя Агасфер видит, что его вера в мудрость и справедливость Отца поколеблена.Агасфер и Йешуа отправляются на поиски Бога. Они странствуют в бескрайности Шеола и встречаютдревнего старца, который пишет на песке письмена Книги Жизни, а ветер тут же сдувает их. Этотстарец и есть Бог. Он давно уже разочаровался в своем Творении: оно живет по собственным законам инет никакой возможности что-либо изменить в этом ужасном мире, который сделался неузнаваемым дажедля него, его Творца. Сын Человеческий возмущен тем, что Отец послал его на крестную муку, заранеезная, что она будет напрасной. Сын Человеческий идет войной на священные устои, и начинаетсяАрмагеддон, последняя битва на земле. За Сыном Человеческим скачут четыре всадника, которыезовутся Огонь, Война, Голод и Смерть, за ними следуют полчища Гога и Магога и ангелы бездны,
низвергнутые с небес на шестой день Творения вместе с Люцифером и Агасфером, а впереди нихвышагивает зверь о семи головах и десяти рогах, имя которому — Антихрист.Люцифер и Агасфер наблюдают за приготовлениями к битве. Звезды падают с неба, отворяя кладезибездны, вся земля пылает, люди скрываются в пещеры и горные ущелья, но и там их настигает смерть.
Сын Человеческий со своим воинством пересекает небеса, поднимаясь все выше в поисках новогоИерусалима, выстроенного из ясписа и чистого золота, но его нигде нет. Когда его воинство начинаетроптать. Сын Человеческий объявляет, что Бог потерпел поражение и сбежал, и отныне Он, СынЧеловеческий, стал Богом и сотворит новое небо и новую землю, царство любви и справедливости, гдечеловек не будет врагом человеку. Но все смеются над наивными словами Сына Человеческого: четыревсадника, Гоги и Магоги и все семь голов Антихриста. Раздается адский хохот Люцифера, и появляетсятот самый старец, который писал Книгу Жизни. Сын Человеческий пытается убить его мечом, но старецговорит ему, что Сын — подобие Отца и неотделим от Него. Старец становится таким огромным, что вего деснице может поместиться все сущее, и произносит Свое Имя, тайное имя Бога. На глазахАгасфера, который наблюдает эту сцену, все исчезает: среди окружающей пустоты — лишь фигура ребеЙешуа, тщедушного и изможденного. Агасфер слышит далекий смех: это все, что осталось от Люцифера,
Повелителя бездны и великого борца за порядок. Агасфер и Йешу» падают в бездну, которая являетсяодновременно пространством ч временем, и нет в ней ни верха, ни низа, лишь потоки частиц — еще неразделенных света и тьмы. Агасфер и Сын Человеческий сливаются в любви и становятся единым целым,
а поскольку Бог един с Сыном своим, то и Агасфер становится единым с Ним: «одним существом, однойвеликой мыслью, одной мечтой».Студиозус Паулус фон Эйцен, направляющийся в Виттенберг, чтобы учиться у Лютера и Меланхтона,
знакомится на постоялом дворе с неким Хансом Лёйхтентрагером (значение немецкой фамилииЛёйхтентрагер тождественно смыслу имени Люцифер: несущий свет, светоносец), который становитсяего постоянным спутником и ценным советчиком на протяжении всей жизни Эйцена. Благодаря помощиХанса, которому ведомы все секреты магии и волшебства; ленивый и недалекий, но честолюбивый Эйценуспешно сдает экзамены, приобретает доверие и поддержку Лютера и становится пастором. Он делаеткарьеру, не задумываясь о том, почему Ханс опекает ею и какие цели преследует. На жизненном путиЭйцена не раз встает таинственная фигура Вечного Жида, или Агасфера, который неизменно оставляетв дураках жадного и сластолюбивого Эйцена, яростного антисемита, для которого христианскаярелигия — лишь способ расправиться со своими противниками и добиться прочного положения вобществе.Эйцен устраивает диспут между христианами и иудеями и приглашает Вечного Жида, Агасфера, длясвидетельства о том, что Иисус был подлинным Мессией и Сыном Божьим. Так Эйцен надеется обратитьиудеев в истинную веру и прославиться по всей Германии. Но Агасфер лишь насмехается над тупостью ирелигиозным ханжеством Эйцена, за что тот подвергает его жестокой пытке. Агасфер, избитыйшпицрутенами, умирает, а Эйцен надеется, что наконец избавился от назойливого еврея. Проходитмного лет, но Агасфер, такой же моложавый и насмешливый, как, и при первой встрече, вновь предстаетперед престарелым Эйценом. Вместе с Лёйхтентрагером, который уже не скрывает, что он — Люцифер,
Владыка Преисподней, Агасфер, забирает душу Эйцена, зачитав ему слова пророка Иезекииля,
обличающие дурных пастырей.Профессор Еврейского университета Йоханаан Лёйхтентрагер вступает в переписку с ЗигфридомВайфусом и сообщает ему о том, что лично знаком с Агасфером, современником ребе Йешуа, или ИисусаХриста. Воинствующий атеист Байфус, стоящий на позициях диалектического материализма, пытаетсядоказать Лёйхтентрагеру, что этого не может быть, но в конце переписки неожиданно для себянастолько увлекается загадкой Агасфера, что «компетентные органы» ГДР, наблюдающие за перепискойдвух профессоров, в конце концов рекомендуют Байфусу не отвечать на письма из Израиля: ониобеспокоены тем, что Лёйхтентрагер собирается вместе со своим другом Агасфером приехать в ГДР итаким образом убедить марксиста Байфуса в реальном существовании Вечного Жида, Тем не менееникому не удается помешать их приезду в ГДР. 31 декабря 1981 г. они посещают Байфуса в Институтенаучного атеизма, после чего он приглашает их к себе домой, где его семья в кругу многочисленныхдрузей готовится к празднованию Нового года.Байфус запирается с Агасфером и Лёйхтентрагером в своем кабинете и, как рассказываетвпоследствии его жена, о чем-то долго и горячо спорит с ними. После полуночи в стене кабинетаБайфуса обнаруживают большую дыру с обугленными краями, но ни его самого, ни его израильскихколлег в комнате не оказывается. В ходе расследования выясняется, что израильские граждане А.
Агасфер и И. Лёйхтентрагер не получали визы, а контрольно-пропускные пункты не зарегистрировалиих въезд и выезд. Позднее становится известно, что в ночь с 31 декабря 1980 г. на 1 января 1981 г. сдозорной башни у пограничного перехода на Фридрихштрассе дежурные наблюдали троих неизвестныхлиц, которые двигались по воздуху. За двоими тянулся огненный хвост, а третьего они несли под руки.
Нарушители границы перелетели границу ГДР, после чего набрали высоту и исчезли из поля зрения. Нооб этом «компетентные органы» узнали гораздо позднее, так как дежурных обвинили в употребленииспиртных напитков во время несения службы и они отбывали наказание.
См. также:
Чехов Антон Павлович Хамелеон, Джон Апдайк Кентавр, Тобайас Смоллетт Путешествие Хамфри Клинкера, Олдос Хаксли Контрапункт, Другой Автор Повесть Временных Лет, Михаил Булгаков Мастер И Маргарита