Краткие содержания произведений - вениамин каверин - перед зеркалом
Вениамин каверин - перед зеркалом
Закончив пансион, Лиза учится в гимназии и одновременно дает уроки в деревне, чтобы иметьвозможность поехать в Петербург и поступить там на математический факультет Бестужевских курсов.
У нее есть способности к рисованию, но математика, по её мнению, — «самый короткий путь ксамостоятельному мышлению». По дороге в Петербург осенью 1913 г. Лиза тайком заезжает в Казань, гдеживет и учится студент-математик Карновский. Они проводят вместе чудесный день.Константин Павлович Карновский родился в Казани, в большой мещанской бедной семье. И при отце, ипосле его смерти дети жили в постоянном унижении. Но Косте удалось отстоять свою независимость: онусиленно занимался, поступил в университет и стал обеспечивать всю семью. Еще когда Костяготовился к поступлению в гимназию, для него начался внутренний «отсчет времени»: ни минутынельзя было потерять напрасно. Но установленный порядок его жизни каждый раз переворачивался привстрече с Лизой. Ее «изящество, искренность и беспечность» говорили о существовании «какой-тонепреложной истины, которая была сильнее всей его математики и не требовала никакихдоказательств».В Петербурге Лиза слушает лекции, ходит в театры и музеи. В одном из писем она рассказывает опоездке к тете в Москву — здесь, на диспуте о живописи, ей вдруг очень захотелось быть такой же, какхудожница Гончарова. Лиза ждет свидания с Костей: ей кажется, что только с ним она может поделитьсясвоими сомнениями, надеждами и желаниями. Ведь Карновский «живет сознательно, не мечется изстороны в сторону», как она. Но короткий визит в Казань по дороге в Ялту, куда Лиза едет лечить своилегкие, не дает ей удовлетворения: она сомневается в Карновском, в его любви.Лиза увлекается живописью, но, понимая, что это слишком дорогое удовольствие, продолжаетзаниматься математикой. Все же однажды она решается больше «не притворяться перед собой» ипоступает в художественную мастерскую, много работает у Добужинского, Яковлева. Она уже давно невиделась с Карновским. Зато рядом с ней — учтивый и влюбленный Дмитрий Горин. После того как Костяне приехал в Петербург, Лиза отправляет ему горькое письмо с просьбой больше ей не писать.Переписка все же продолжается, но Лизины письма так холодны, что это настораживает Карновского,
и он едет в Петербург. Костя восхищен Лизой: она стала еще красивее, к тому же он наконец понимает,
что перед ним прирожденная художница.А потом Лиза отправляется в Казань. Проездом в Москве она посещает галерею Щукина, с изумлением ирастерянностью смотрит на картины Матисса, Ренуара, Сезанна, Ван Гога. Неловкость, которую Лизаиспытывает на холодном и недобром приеме в семье Карновского, страх потерять независимость, даеще и случайное упоминание какой-то «Мариши» заставляют Лизу неожиданно уехать, даже непопрощавшись с Костей.Теперь настала очередь Карновского возвращать нераспечатанные письма. Он занят только работой:
преподает в университете, в двадцать семь лет его избирают профессором Политехническогоинститута. Но когда Костя узнает, что Лиза никак не может вернуться из захваченной немцами Ялты, онрешает ехать туда, несмотря на все трудности. Только болезнь матери заставляет Карновскогоостаться.В 1920 г. Ялту освобождают, но Лизы там уже нет. Карновский получает от нее письмо изКонстантинополя: туда Лиза отправилась со знакомым греком-коммерсантом, обещавшим затем взять еёв Париж, но оказавшимся грязным негодяем. Лизе удается от него отделаться, но приходится остатьсяв Турции. Чтобы заработать, Лиза дает уроки, играет на пианино в пивной. В письмах к Карновскому оначасто вспоминает об их встречах, но теперь все это — прошлое, которое надо забыть. Теперь Лизазамужем за «простым, честным» человеком, потерявшим на войне ногу. Муж моложе её, и она испытываетк нему скорее чувство жалости. Какое-то время Лиза увлекается художником Гордеевым, но все женаходит в себе силы остаться с мужем.Наконец Лиза попадает в Париж. Здесь она с помощью Гордеева устраивается расписывать по чужимэскизам то кабаре, то рестораны. Эта работа дает возможность худо-бедно жить, но оставляет маловремени для собственного творчества. И все-таки Лиза делает успехи: четыре её работы покупаетлондонский музей. В свободные минуты Лиза пишет Карновскому. Ей хочется узнать и понять новуюжизнь России. Она часто размышляет об искусстве истинном и ложном, о необходимости «духовноготворчества». В конце писем Лиза часто передает привет Наде, молодой актрисе, спутнице КонстантинаПавловича.Летом 1925 г. Карновский приезжает в Париж. Он встречается с академиком Шевандье, затем приезжаетнавестить Лизу в Мениль. Но ревнивый Гордеев, к которому вновь вернулась Лиза, почти не оставляетих одних. Константин Павлович рассматривает работы Лизы, один из холстов похож на её письма к нему:
на нем изображено зеркало. Действительно, переписка с Карновским и была для Лизы Тураевой темзеркалом, «в которое она смотрелась всю жизнь». Наедине Карновский и Лиза проводят лишь десятьминут.В другой раз, когда Карновский оказывается в Париже, Лиза отправляется к нему тайком. Но уКонстантина Павловича начинается приступ малярии, и Лиза, ценой разрыва с Гордеевым, остается слюбимым целый день. Теперь она свободна. В одном из писем Лиза размышляет о любви, котораяпостоянно разлучала их, но тем самым защищала от пошлости, учила нравственности и терпению,
очищала душу и вела её к самопознанию.В марте тридцать второго года Елизавета Николаевна получает письмо от московского доктора,
который извещает её о тяжелой болезни Константина Павловича. Оберегая любимого от огорчений, Лизав своих посланиях приукрашивает действительность. На самом деле надежды вернуться на родинупочти нет, жить становится все труднее, но зато она много работает в Париже и на Корсике, где у нееесть друзья-итальянцы. Карновский выздоравливает, ему удается получить для Лизы разрешениевернуться в Россию. А Елизавета Николаевна наконец добивается признания: в Париже с успехомпроходит её выставка. Только сил у художницы почти не остается. «Я скрывала от тебя, что оченьбольна, но теперь, когда я знаю, что скоро увижу тебя…» — эта последняя строка завершает перепискуЕлизаветы Тураевой и Константина Карновского.
См. также:
Бунин Иа Митина Любовь, Бунин Иа Жизнь Арсеньева, Юхан Борген Маленький Лорд, Михаил Булгаков Мастер И Маргарита, Чарльз Диккенс Посмертные Записки Пиквикского Клуба, Александр Куприн Молох