Краткие содержания произведений - вильхельм муберг - скачи нынче же ночью!
Вильхельм муберг - скачи нынче же ночью!
он служит при дворе шведской королевы Кристины и вводит в округе новый порядок —
крепостничество.Действует Клевен с самоуверенностью, свойственной человеку, обладающему неограниченнойвластью. Сначала ему отдаются права на сбор податей, затем — право на рабочее времякрестьян: еще немного — и все они станут его крепостными. Понимая глубину подстерегающейих опасности, жители деревни дают клятву — защищать свои старинные вольности: они будутискать заступничества у королевы, а если надо, возьмутся и за оружие. Однако местныйглава администрации — фохт, прислуживающий помещику, берет крестьян хитростью: выждавнекоторое время, он вступает в деревню на утренней заре с отрядом рейтаров.
Воспользовавшись неожиданностью и угрозой применения силы, он принуждает местноговыборного старосту Йона Стонге согласиться с барщиной. Затем с помощью старостыон принуждает к согласию поодиночке всех мужчин деревни, за исключением двух: герояромана — молодого бонда (крестьянина) Сведье и местного кузнеца-оружейника, В домеу Сведье фохту и солдатам тоже припасена неожиданность — хозяин встречаетих с оружием в руках, увечит одного из рейтаров, поднявшего на него руку, и уходитв лес. А в его усадьбе отныне поселяется фохт: отсюда он надзирает за крестьянами:
вместо работы на собственных полях они теперь ходят на барщину (возводят новый дом немцуКлевену), в результате только что пережитая деревней голодная зима переходит в голодные летои осень.Однако в глубине души крестьяне Брендаболя остаются несломленными, они уверены: утраченныевольности будут возвращены — либо королевой, либо они вернут их сами. Вот только бысделать это с наименьшими потерями — мертвому свобода не впрок. И тут в Брендабольтайно доставляется эстафета (по-крестьянски «штафет») — деревянная доска в локотьдлиной, обугленная и окровавленная, с вырезанным на ней знаком — кистенем. В иные,
благополучные времена раз в несколько лет по деревням округи передавалась другаяэстафета — горящий факел, от огня которого разжигали заново печи — «новыйогонь» помогал отбросить память о пережитых хозяевами несчастьях и забытьо совершенных ими ошибках. В лихую же пору, когда крестьянской общине всерьез угрожалвраг, в ход пускался «штафет» — призыв к восстанию и единству, —
он передавался от деревни к деревне конным или пешим ходом, ночью или днем, лично илипо поручению. Но «штафету», доставленному в Брендаболь, не повезло: он попалв руки все к тому же выборному старосте Йону Стонге, один раз уже уступившему фохту.
Взвесив все «за» и «против», рассудительный староста и на этот раз празднуеттруса: он зарывает «штафет» в землю, что тоже дается ему нелегко — задержавший«штафет» по обычаю карался смертью. Но скрывающий «штафет» от властей тожезаслуживает казни. Отныне староста живет в постоянном страхе: проклятую доску то выроетиз-под земли неокольцованная свинья, то ее вымоет обнаружившийся на этом месте подземныйисточник.Двурушничество не приносит старосте счастья. От тоски по ушедшему в лес Сведье едване сходит с ума дочь старосты Боттила. Отец отказался от слова, данного им Сведье,
теперь он обещает руку дочери другому. К тому же гулящая деревенская вдовушка Анникаобвиняет ее в колдовстве и тайных сношениях с Нечистым — иначе зачем она ходитв лес, где заведомо никого быть не может? В полном отчаянии Боттила накладывает на себяруки. Впрочем, староста готов скорее потерять дочь, чем отдать ее ненавистному Сведье —
он завидует решительности и внутренней свободе молодого бонда. Даже пища, которой теперьв доме Стоите, благодаря покровительству фохта, более чем достаточно, его не радует: всюее пожирают заведшиеся в утробе старосты длинные и белые черви. И в прямом,
ив переносном смысле его что-то гложет изнутри.Зато ушедший из деревни Сведье сохранил в своей душе мир, хотя в бегах ему тоже несладко:
он живет в одиночестве в лисьей норе среди скал, пока не находит другого изгоя —
деревенского вора, которого так и зовут — Угге Блесмольский вор. Угге — большоймастер в своей профессии, не лишен он и своего рода морали: ворует только у богатых,
раздавая часть добычи бедному люду. Угге спасает едва не погибшего в лесу от болезниСведье, который раньше не желал с ним знаться. Но и у многоопытногои изворотливого вора есть своя слабость — излишняя самоуверенность: отчего и погибаетон от руки Безухого — еще одного отверженного, хотя и совершенно иного типа.
Безухий — местный палач, согласившийся на эту должность за прощение ему нечаянногоубийства (в память о котором ему все же отрезали ухо). Таким образом он сохранил жизнь,
но возненавидел весь свет. Безухий не заплатил продажной девке, зарабатывающей своимремеслом на пропитание больным и нищим родителям. Угге упрекнул в этом Безухогои получил нож в спину.Истинный крестьянин, Сведье свято верует в справедливость, она для него непреложна, какежедневный путь солнца с востока на запад или невинность его невесты Боттилы, с которойон делит по ночам ложе, не трогая ее до свадьбы. Сведье верит, что усилия местногосвященника, к которому обратилась его мать, не пройдут зря и прошение с описаниемдопущенной в отношении него несправедливости дойдет до королевы. Неблагоприятные вести
(королева Кристина на Сословном соборе в 1650 г. полностью приняла сторону дворянства,
отказав в помощи мелкому духовенству и крестьянам) заставляют его взять дело восстановлениясправедливости в свои руки. Сведье открыто вызывает Клевена на поединок: он стучитсяночью в его усадьбу, чтобы призвать помещика к ответу, но перепуганная челядь сообщает:
Клевен — далеко, он — при дворе в Стокгольме. Узнав об угрозах Сведье, Клевенотносится к ним серьезно: он просит местные власти судить сбежавшего в лес и начать егопоиски. В конце концов Сведье обложили, как волка, на зимнем болоте, ранили выстреломиз мушкета и закопали — по решению суда! — еще живого в землю.И все-таки справедливость, в которую верил Сведье, в конечном счете восстанавливается.
Йону Стонге удалось-таки скрыть «штафет» от общины. Но вместо него в деревнепоявляется новый: мужики Брендаболя сделали его по собственной инициативе — эстафетавсе-таки передана дальше.
См. также:
Халлдор Лакснесс Исландский Колокол, Виктор Пелевин Омон Ра, Клиффорд Саймак Выбор Богов, Ли Гунцзо Правитель Нанькэ, Тургеневис Записки Охотника: Хорь И Калиныч, К С Причард Девяностые Годы