Краткие содержания произведений - жан де лабрюйер - характеры или нравы нынешнего века
Жан де лабрюйер - характеры или нравы нынешнего века
обычаи, жаргон. Но век этих кружков недолог — от силы два года».Тщеславие столичных жительниц противнее грубости простолюдинок.«Вы нашли преданного друга, если, возвысившись, он не раззнакомился с вами».Высокую и трудную должность легче занять, чем сохранить. «Давать обещания при дворе столь жеопасно, сколь трудно их не давать».Наглость — свойство характера, врожденный порок.«К высокому положению ведут два пути: протоптанная прямая дорога и окольная тропа в обход,
которая гораздо короче»,Не ждите искренности, справедливости, помощи и постоянства от человека, который явился ко дворус тайным намерением возвыситься. «У нового министра за одну ночь появляется множество друзей иродственников». «Придворная жизнь — это серьезная, холодная и напряженная игра». И выигрывает еёсамый удачливый.«Раб зависит только от своего господина, честолюбец — от всех, кто способен помочь еговозвышению».«Хороший острослов — дурной человек». От хитрости до плутовства — один шаг, стоит прибавить кхитрости ложь, и получится плутовство.Вельможи признают совершенство только за собой, однако единственное, что у них не отнимешь, этобольшие владения и длинный ряд предков. «Они не желают ничему учиться — не только управлениюгосударством, но и управлению своим домом».Швейцар, камердинер, лакей судят о себе по знатности и богатству тех, кому служат.Участвовать в сомнительной затее опасно, еще опасней оказаться при этом с вельможей. Онвыпутается за твой счет.Храбрость — это особый настрой ума и сердца, который передается от предков к потомкам.Не уповай на вельмож, они редко пользуются возможностью сделать нам добро. «Они руководствуютсятолько велениями чувства, поддаваясь первому впечатлению».«О сильных мира сего лучше всего молчать. Говорить хорошо — почти всегда значит льстить,
говорить дурно — опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы».Самое разумное — примириться с тем образом правления, при котором ты родился.У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством.«Министр или посол — это хамелеон. Он прячет свой истинный нрав и одевает нужную в данный моментличину. Все его замыслы, нравственные правила, политические хитрости служат одной задаче — недаться в обман самому и обмануть других».Монарху не хватает лишь одного — радостей частной жизни.Фаворит всегда одинок, у него нет ни привязанностей, ни друзей.«Все процветает в стране, где никто не делает различия между интересами государства игосударя».В одном отношении люди постоянны: они злы, порочны, равнодушны к добродетели.«Стоицизм — пустая игра ума, выдумка». Человек в действительности выходит из себя, отчаивается,
надсаживается криком. «Плуты склонны думать, что все остальные подобны им; они не вдаются в обман,
но и сами не обманывают других подолгу».«Гербовая бумага — позор человечества: она изобретена, дабы напоминать людям, что они далиобещания, и уличать их, когда они отрицают это».«Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».Нет такого изъяна или телесного несовершенства, которого не подметили бы дети, стоит им егообнаружить, как они берут верх над взрослыми и перестают с ними считаться.«Люди живут слишком недолго, чтобы извлечь урок из собственных ошибок».«Предвзятость низводит самого великого человека до уровня самого ограниченногопростолюдина».Здоровье и богатство, избавляя человека от горького опыта, делают его равнодушным; люди же, самиудрученные горестями, гораздо сострадательнее к ближнему.«Человек посредственного ума словно вырублен из одного куска: он постоянно серьезен, не умеетшутить».Высокие должности делают людей великих еще более великими, ничтожных — еще более ничтожными.«Влюбленный старик — одно из величайших уродств в природе».«Найти тщеславного человека, считающего себя счастливым, так же трудно, как найти человекаскромного, который считал бы себя чересчур несчастным».«Манерность жестов, речи и поведения нередко бывает следствием праздности или равнодушия;
большое чувство и серьезное дело возвращают человеку его естественный облик».«Великое удивляет нас, ничтожное отталкивает, а привычка «примиряет и с теми и с другими».«Звание комедианта считалось позорным у римлян и почетным у греков. Каково положение актеров унас? Мы смотрим на них, как римляне, а обходимся с ними, как греки».«Языки — это всего лишь ключ, открывающий доступ к науке, но презрение к ним бросает тень и нанее».«Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения».«Человек, чей ум и способности всеми признаны, не кажется безобразным, даже если он уродлив — егоуродства никто не замечает». «Человек самовлюбленный — это тот, в ком глупцы усматривают безднудостоинств. Это нечто среднее между глупцом и нахалом, в нем есть кое-что от того и от другого».«Словоохотливость — один из признаков ограниченности».Чем больше наши ближние похожи на нас, тем больше они нам нравятся.«Льстец равно невысокого мнения и о себе, и о других».«Свобода — это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себерод занятий». Кто не умеет с толком употребить свое время, тот первый жалуется на его нехватку.Любителю редкостей дорого не то, что добротно или прекрасно, а то, что необычно и диковинно и естьу него одного.«Женщина, вошедшая в моду, похожа на тот безымянный синий цветок, который растет на нивах, глушитколосья, губит урожай и занимает место полезных злаков».«Разумный человек носит то, что советует ему портной; презирать моду так же неразумно, какслишком следовать ей».«Даже прекрасное перестает быть прекрасным, когда оно неуместно».«За бракосочетание с прихожан берут больше, чем за крестины, а крестины стоят дороже, чемисповедь; таким образом, с таинств взимается налог, который как бы определяет их относительноедостоинство».«Пытка — это удивительное изобретение, которое безотказно губит невиновного, если он слабздоровьем, и спасает преступника, если он крепок и вынослив».«К распоряжениям, сделанным умирающими в завещаниях, люди относятся как к словам оракулов:
каждый понимает и толкует их по-своему, согласно собственным желаниям и выгоде».«Люди никогда не доверяли врачам, и всегда пользовались их услугами». Пока люди не перестанутумирать, врачей будут осыпать насмешками и деньгами.Шарлатаны обманывают тех, кто хочет быть обманут.«Христианская проповедь превратилась ныне в спектакль», никто не вдумывается в смысл словабожьего, «ибо проповедь стала прежде всего забавой, азартной игрой, где одни состязаются, а другиедержат пари».«Ораторы в одном отношении похожи на военных: они идут на больший риск, чем люди другихпрофессий, зато быстрее возвышаются». Как велико преимущество живого слова перед писаным.Наслаждаясь здоровьем, люди сомневаются в существовании бога, равно как не видят греха вблизости с особой легких нравов; стоит им заболеть, как они бросают наложницу и начинают верить втворца.«Невозможность доказать, что бога нет, убеждает меня в том, что он есть».«Если исчезнет нужда в чем-либо, исчезнут искусства, науки, изобретения, механика».Заканчивает книгу Лабрюйер словами: «Если читатель не одобрит эти «Характеры», я буду удивлен;
если одобрит, я все равно буду удивляться».
См. также:
Ш Л Де Монтескьё О Духе Законов, Руссож Исповедь, Руссо Ж-ж Исповедь, Сирано Де Бержерак Иной Свет, Или Государства И Империи Луны, Рэй Брэдбери 451 Градус По Фаренгейту, Блез Паскаль Письма К Провинциалу