Литературная энциклопедия - деев-хомяковский
Связанные словари
Деев-хомяковский
ДЕЕВ-ХОМЯКОВСКИЙ Григорий Дмитриевич (1888-) современный поэт и литературный деятель. Член ВКП (б). Родился в бедной крестьянской семье. В детстве был пастухом и поденщиком у местного помещика, позже работал в Москве: сапожником, пекарем, рассыльным, типографским рабочим, секретарем «Будильника» и т. д. После Октябрьской революции Д.
-Х. редактор журналов «Красная армия просвещения», «Работник просвещения», «Трудовая нива», «Жернов» и др.; активный член и учредитель разнообразных лит-ых обществ, председатель «Суриковского кружка писателей из народа», председатель «Общества крестьянских писателей» и т. д.Лит-ая продукция Д.-Х. разнообразна и обильна: статьи на общественные и исторические темы, критико-биографические очерки, стихи, проза, драматические произведения, статьи по обще-литературным и литературно-политическим вопросам.У Д.-Х. нет единой темы и единых героев он пишет о крестьянстве, пролетариате, мещанстве и др. социальных группах, но его произведения пронизаны, правда, классово нечеткими устремлениями деревенской бедноты.В дооктябрьскую эпоху эти расплывчатые идейно-психологические устремления выражались мотивами недовольства несправедливостью жизни, надеждами на то, что «взойдет заря, вздохнет народ», и призывами к борьбе («В путь хотя по скалам», «На подвиг честный и свободный идемте, истину любя»); после Октября в достаточной мере слащавой радостью о переустройстве жизни трудового народа на социалистических основах.
Произведения Д.-Х. первого периода проникнуты народническими, революционно-демократическими тенденциями. Иногда проскальзывают в них и религиозно-пацифистские образы и мотивы («Я верю», «Родина», «Он взывал»), но последние большей частью имеют не определяющее, а случайное и служебное значение, являясь способом проведения революционно-демократической идеи.
В формальном отношении произведения Д.-Х. довольно слабы. Ученическая подражательность Кольцову, Некрасову и Никитину в ритмике, глагольная, простая и неправильная рифма, тривиальность эпитетов и прилагательных, искусственная «революционно-романтическая», ложнопатетическая лексика (Чертог, Кумир, Святыня, Арфа, Грезы, Оковы, Узы, Заря, Звезда, Свет) таковы некоторые характерные особенности стиля Д.-Х. Схематичность обрисовок, искусственность положений, немотивированность поведения, напыщенность и сентиментальность выражений такова его манера развертывать повествование.Д.-Х. получил своеобразную известность в лит-ой современности не как художник, а как один из руководителей крестьянского лит-ого движения в ранний его период. Крайне одностороннее культурничество и народническая ориентация на самородков и самоучек заслонили в практике его руководства новые и большие, поставленные послеоктябрьской действительностью, задачи собирания крестьянских писателей на основе четко-классовой позиции (см. Крестьянская литература русская).Библиография:Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Ревякин А., Антология послеоктябрьской крестьянской литературы (печатается). .