Литературная энциклопедия - фигуры
Связанные словари
Фигуры
ФИГУРЫ (греческое sche?mata, латинское figurae) термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение изменений в синтаксическом строе связной речи.Античные риторы сосредоточивают свое внимание преимущественно на отклонениях Ф. от синтаксической нормы, определяя Ф. как «изменение строения речи», «уклонение мысли и выражения от присущей им природы», «от обыденной и простой формы».
Основную группу Ф. образуют Ф., создаваемые «особым размещением слов». Античные теоретики делят их на:1) Ф., образуемые путем добавления, Ф. плеоназма;2) Ф., образуемые путем сокращения;3) Ф., образуемые путем накопления одинаково звучащих слов, Ф. анноминации; 4) Ф., образуемые путем противоположения.К Ф., образуемым путем добавления, относятся:1) удвоение (греческое nadiplosis, латинское conduplicatio) «повторение одного или нескольких слов либо в целях усиления речи, либо ради возбуждения сострадания».
Ср. у Пушкина: «О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями»;2) близкая к ней Ф. эпаналепсиса «повторение в длинном словесном обороте одного и того же слова», усиливающего связь между частями оборота. Ср. у Цезаря: «Было всего два пути, этими путями могли они выйти из дому»;3) Ф. анафоры (единоначатия) «многократное повторение одних и тех же начальных слов».
Ср. у Пушкина: «Али я тебя не холю, али ешь овса не вволю, али сбруя не красна?»;4) Ф. эпифоры (греческое antistrophe`, латинское conversio) «повторение тех же слов в конце каждого колона». Ср. у Брюсова: «Струится нетихнущий дождь, / Томительный дождь...»;5) Ф. охвата (греческое symploke`, латинское complexio) или кольца (греч. kyklos, латинское inclusio) повторение одних и тех же слов в начале и конце колона.
Ср. у Пушкина: «Мутно небо, ночь мутна»;6) Ф. эпанода (греческое epanodos, латинское regressio) повторение, при к-ром «слова, поставленные сперва рядом, потом повторяются отдельно». Ср. у Пушкина: «Не я, братец, клянусь тебе жизнью, / клянусь жизнью твоей и моею...»;7) Ф. полиптотона (греч. polyptotan, латинск. casuum commutatio) повторение слова в разных падежах.
Ср. пословицу: «Клин клином вышибать»;8) Ф. стыка (греч. epanastrophe) соединение эпифоры с анафорой. Ср. у Блока: «О весна без конца и без краю, / без конца и без краю мечта»;9) Ф. бессоюзия (греч. asyndeton, латинское dissolutio) устранение связующих слов между одинаковыми членами колона. Ср. у Пушкина: «Швед, русский колет, рубит, режет»;10) противоположная ей Ф.
многосоюзия (греческое polysyndeton) скопление союзов, связующих однородные члены предложения. Ср. у Пушкина: «Но смерть... но власть... но бедствия народны...»;11) Ф. градации (греческое klimax, латинское gradatio) «ступенчатость» в расположении связанных смыслом слов. Ср. у Грибоедова: «Шампанское стаканами тянул... Бутылками-с и пребольшими... Нет-с, бочками сороковыми»;12) Ф. реторического вопроса и13) Ф. реторического восклицания. Ср. у Гоголя: «Знаете ли вы украинскую ночь?»;14) Ф. реторического накопления подбор однозначных оборотов. Ср. у Ломоносова: «Ушел, вырвался, убежал»;15) Близкая к ней Ф. истолкования (греческое ехe`gesis, латинское interpretatio) замена слова рядом других, раскрывающих его содержание.К Ф., образуемым путем сокращения, античные теоретики относят:1) Ф. эллипсиса (греческое elleipsis) пропуск слов, восстанавливаемых из контекста. Ср. у Пушкина: «Ворон ворону в ответ»;2) Ф. апосиопеса или паралепсиса (латинское praecisio) пропуск конца фразы.Ср. у Пушкина: « Ужо тебе ... И вдруг стремглав / Бежать пустился...»;3) Ф. зевгмы устранение возможного в речи повторения путем отнесения одного слова сразу к нескольким членам предложения. Ср. у Лермонтова: «И горный зверь и птица, / Кружась в лазурной высоте, / Глаголу вод его внимали...».Ф., образуемые путем созвучия, включают:1) Ф. анноминации (греческое paronomasia, латинское annominatio) соединение разных грамматических категорий, образованных от одного корня; случаи, где глагол соединяется с однокоренным существительным, снабженным прилагательным, выделяются под названием figura etymologica; Ср.
«Горьким смехом моим посмеюся»;2) Ф. антанакласиса (греческое antanaklasis, латинское traductio) повторение слова в разных значениях. Классический пример: «У кого нет в жизни ничего любезнее жизни, тот не в силах проводить жизнь доблестно»;3) Ф. равенства колонов или исоколона (греческое isoklon, латинское compar) повторение речи из равных колонов.Ср. у Цезаря: «Пришел, увидел, победил»;4) Ф. параллелизма, при к-рой колоны не только равны, но и состоят из симметрически расположенных членов. Ср. у Брюсова: «Твой ум глубок, что море, / Твой дух высок, что горы»;5) Ф. тождества окончаний (греческ. homoioteleuton) ср. у Гоголя: «без меры в ширину, без конца в длину».К Ф., построенным на противоположении, относятся:1) Ф.
антитезы (греч. antithesis, латинское contentio, contrapositum) «сопоставление противоположностей». Ср. у Державина «Я царь, я раб, я червь, я бог»; 2) Ф. хиазма (греч. chiasmos) построение речи из четырех членов, из к-рых первый совпадает с четвертым, а второй с третьим.Античные теоретики различают в хиазме антиметаболу с неизменяемыми членами (классический пример, обыгранный Мольером: «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть») и антиметатезу с изменяющимися грамматическими членами (ср.
у Тургенева: «И я сжег все, чему поклонялся, / Поклонился всему, что сжигал»).Далее к Ф. причисляют ряд изменений грамматического строя речи, объединяемых в понятии Ф. эналлаги (греческое enallage, латинское immutatio). Сюда относятся:1) Ф. антимерии имена частей речи. Ср. пословицу: « Подари помер»;2) Ф. гетеросиса мена падежей. Ср. пословицу «Сквозь земли не пройдешь» при обычном в литературном языке сочетании «сквозь» с винительным падежом;3) Ф. синесиса мена числа. Ср. «Жил старик со своей старухой» и «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой-Бабарихой извести ее хотят...»;4) Ф. анаколуфа переход от одной конструкции к другой. Ср. у Пушкина «А Бонаротти?.. Или это сказка / Тупой бессмысленной толпы, и не был / Убийцею создатель Ватикана»;5) Ф. гендиадиса деление одного предмета на два. Ср. у Блока: «Тоска дорожная, железная /... свистела, сердце надрывая»;6) Ф. гипаллаги перестановка эпитета. Ср. у Брюсова: «Бреду в молчаньи одиноком»;7) Ф. гипербата перестановка слов. Ср. у Пушкина: «перстня верного утратя впечатленье...»;8) Ф. гистерологии предвосхищение в речи того, что должно быть позднее. Ср. у Вергилия: «Умрем и бросимся в бой»;9) Ф. парентезы введение одного предложения в середину другого. Ср. у Пушкина: «Татьяна (русская душою, сама не зная почему)...»Наконец в отношении ряда явлений наблюдается колебание относить ли их к Ф. или тропам: таковы напр. перифраза, гипербола, литотес и несколько др.Учение о Ф. переходит без особых изменений в стилистики нового времени; работа теоретиков XV-XVIII вв. направлена гл. обр. на упорядочение терминологии (ввиду наличия многочисленных расхождений в обозначении отдельных Ф.) и на устранение излишней диференциации обозначений. Так напр. Ломоносов (опираясь на работы французских и немецких теоретиков) различает уже значительно меньшее число фигур, а именно: «повторение, усугубление (=удвоение), единознаменование (=накопление), восхождение (=градация), накопление (=полиптотон), многосоюзие, бессоюзие и согласование (=антанакласис), справедливо указывая, что значительная часть Ф. античных реторик не может быть почтена «за особливые способы в красноречии» (Кратк. руковод. красноречию).Теоретики XIX в. в свою очередь еще более упрощают ту же схему Ф., лишь пытаясь обосновать психологически создаваемую Ф. выразительность речи (ср. на русском языке работы Потебни).Библиография:Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Харьков, 1905; Горнфельд А., Фигура в поэтике и риторике, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. I, изд. 2, Харьков, 1911; Харциев В., Элементарные формы поэзии, там же. Симпасис, Стилистика. .