Литературная энциклопедия - лоти
Связанные словари
Лоти
Последние представляют действительно сильную сторону творчества Лоти, прекрасного стилиста. Однако все они условны, подобраны исключительно по принципу живописной занимательности и привлекательности и в очень малой степени связаны с течением повествования. Ландшафт Л. лишь эффектно иллюстрирует салонное представление о стране, которой приписывается.
Это представление характерно и для такой значительной области творчества Л., как его «путешествия». Часто путешествие мотивируется романной завязкой, так что формально книга сохраняет характер традиционной повествовательной беллетристики. Л. пишет книги об экзотических областях светского туризма; таковы «Галилея» (1896) и мн. др. Глаз писателя все время следит за экзотикой красок. Равнодушие цивилизованного туриста к социальному содержанию описываемого является предпосылкой описательной манеры Л. и в путешествиях; в романах же картина дана с точки зрения проезжего наблюдателя, проверяющего все ли в порядке в его колонии или «зоне влияния».Несколько романов Л. посвящено восхвалению добродетелей матросов военного корабля. Бравый бретонский матрос, преданный своему офицеру, любящий командира и верующий в бога, вот постоянный спутник героя Л. В то время как барин занят своими переживаниями, денщик, как полагается, полон бдительности и под конец награждается деньгами, а главное сознанием, что помог сохранить незапятнанной честь французского мундира, и т. п. Крупнейшие произведения этого типа «Мой брат Ив» (1883), «Матрос» (1895).Несколько особняком стоит в творчестве Л. его «Исландский рыбак» (1886), роман, ценный этнографическим богатством своих пейзажей и бытовых зарисовок. Но этот материал иногда не уступающий «Труженикам моря» Гюго дается Л. как фон сентиментальной любовной истории.Творчество Л. завершенная статика эстетско-империалистического романа своеобразная форма утверждения мира между колонизаторами и «любящими» их покоренными. Чтобы сдвинуть жанр с мертвой точки, крупнейшему из учеников Л., К. Фарреру, пришлось вносить в эту форму авантюрную тематику.
Библиография:
I. Собр.
сочин., 12 тт., изд. Саблина, М., 1909-1911; и многочисленные изд. романов. После революции: Старые супруги, П., 1919; Исландский рыбак, М. П., 1923; Матрос, М. П., 1923; Роман одного спаги, перев. Н. П. Мартыновой и Е. В. Голубева, изд. «Сеятель», Л., 1926; Старик, перев. тех же, издание то же, Л., 1926; Собр. сочин., в изд. Calmann-Lewy (Ouvres completes, vv. I-XI, 1894-1911). Заслуживает внимания автобиографический «Роман одного ребенка» (1890) и «Несколько обличий мирового головокружения» (1917) «философия» на тему об империалистической войне и «Индия без англичан» (1903) политические «рассуждения».
II. Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891; Зиновьева Э., Кастовые тенденции в современной художественной литературе, «Образование», 1903, I, II, IV; Пресс А., В царстве книг, Очерки и портреты, т. I, СПБ, 1908; Горнфельд А. Г., Книги и люди, СПБ, 1908; Doumic R., ecrivains d’aujourd’hui, P., s. a.; France A., L’amour exotique (о «Госпоже Хризантем»), «La vie litteraire», 1-e serie; Mariel J., Pierre Loti, 1909; Mallet F., Pierre Loti, son Ouvre, 1923; Serban N., Pierre Loti. Sa vie et son Ouvre, 2-e ed., P., 1924 (труд, содержащий 25 стр. библиографии Лоти). .