Литературная энциклопедия - мопассан де
Связанные словари
Мопассан де
ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА (1886-1891). Глубокое противоречие классового мировоззрения Мопассана с максимальной силой выявляет себя в последний период его творчества. Вся неизбежность деградации и полная бесперспективность его класса осознаются писателем к этому времени с беспощадной ясностью. Как ни враждебна была ему вся капиталистическая система, но грозные признаки ее разложения он не мог воспринимать иначе как близящуюся гибель и своего собственного класса.Но не осмысливая этой катастрофы в исторической перспективе и в связи с конкретными классовыми отношениями, М. воспринимает ее как действие непонятной силы, управляющей судьбами людей. Человек весь во власти стихийного и иррационального и прежде всего во власти собственной природы. В показе человека М. подчеркивает не активное воздействие его на жизнь, а пассивное движение по течению. Представление о мире как о какой-то направленной против человека воле, о враждебных, непознаваемых для человека силах, его окружающих, является источником мопассановской мистики, которая намечается уже с ранних пор в его творчестве («Доктор Ираклий Глосс», 1876) и получает свое максимальное выявление в рассказе «Орла» (1886), мистики Мопассана, которая так. обр. упирается в ту же проблему биологического: окружающий мир враждебен потому, что непознаваем до конца, потому что природа человека, его органы чувств слишком несовершенны.Отсюда тема одиночества, получающая в последн. период творчества М. особое значение. Образ человека, абсолютно одинокого перед всей вселенной, где ему все враждебно, как реальное, так и сверхреальное, становится доминирующим в творчестве Мопассана («Гостиница» безумие от одиночества на вершинах Альп; «Ночь» кошмар одиночества среди огромного города. Та же тема в романах «Пьер и Жан» и «Наше сердце»).Аристократические тенденции творчества М. в последний период получают наиболее откровенное выражение. В своих путевых записках («На воде», «Бродячая жизнь») М. уже с совершенной определенностью говорит о своих классовых симпатиях. Его бегство от Эйфелевой башни имело своей причиной ужас перед этой эмблемой «окончательного торжества демократии, когда нет больше каст, рас, белой кости». К этому же периоду относятся романы Мопассана из светской жизни: «Сильна, как смерть» (Fort comme la mort, 1889) и «Наше сердце» (Notre cOur, 1890) и неоконченные «Чуждая душа» и «Ангелюс» (1890-1891). Резкость критики, с к-рой порою выступает М. против светского общества, не мешает обнаружению глубокой родственной связи всего его творчества с этой верхушкой дворянства. Он разоблачает пустоту и бессодержательность высшего круга, но только там находит он избранные натуры, отмеченные особой печатью духовного аристократизма, натуры утонченные, носящие в себе искру неумирающей красоты. Только в этом обществе видит он хранителей той великой культуры прошлого, к-рая священна для М. Их уже немного, они бесконечно одиноки в своем избранничестве. Таковы его герои: Андре Мариоль («Наше сердце»), Оливье Бертен («Сильна, как смерть»), Христиана («Гора Ориоль)».Да и в самой критике светского общества, в особенности к концу творческого пути, М. далеко не так беспощаден, как в критике общества буржуазного. Он резко нападает на тот круг родового дворянства, к-рый так или иначе, путем разного рода сделок и мезальянсов сжился с новым социальным укладом и по существу мало чем отличается от буржуазного общества; но тем не менее он безоговорочно встает на сторону «международного привилегированного класса», того класса, представители к-рого «узнают и находят друг друга в Париже, Канне, Лондоне, Вене или Петербурге, составляя замкнутую касту, обусловленную рождением, воспитанием, традициями, общими воззрениями на жизнь» всюду, где он противопоставляет этот класс «пошлой заурядной толпе, толпе обыкновенных людей» («Чуждая душа»).Обострение классового пессимизма М. к концу его творчества дает новый, более глубокий разворот основной философской проблеме его творчества проблеме неразрешимого противоречия бытия и сознания. Пытается ли М. наметить хоть какой-нибудь выход из этого противоречия?Если природа несовершенна, необходимо бороться с ней. Эта тема развернута в рассказе «Бесполезная красота» (L’inutile beaute, 1890). Здесь протест против несовершенства природы достигает своей высшей точки. Но это протест бессилия и обреченности. Основная мысль рассказа является как бы философской квинтэссенцией всего творчества писателя. Единственное преимущество человека как высшего существа на земле в том, что он силой своего ума может обмануть природу, украсить ее звериную сущность красивым вымыслом, заменить действительность мечтой. Это и пытается делать Мопассан в своем творчестве. Мечта, иллюзия таков первый выход.Но все его творчество в то же время есть непрерывная констатация неизбежности гибели мечты, лишь только она соприкасается с действительностью. Отсюда логически М. приходит к признанию, что спасение человека там, где нет ненавистной реальности, где сознание становится абсолютно свободным, преодолевая всякую необходимость. Отсюда второй выход наркоз («Мечта», «Восток») и безумие («Г-жа Герме»). И наконец отсюда уже один шаг до отрицания жизни вообще. Проблема смерти одна из центральных в творчестве М. Наиболее резко она ставится в единственном рассказе-утопии в «Усыпительнице» (L’endormeuse, 1889). Идеал будущего это красивое и свободное самоубийство. Таков третий выход. Так идеолог гибнущего класса, судорожно ищущий спасения, констатирует катастрофическое крушение всех точек опор, за которые пытается ухватиться его философская мысль.В последний период творчества М. особенно резко обнаруживается стремление к утонченности в изобразительных средствах. Его перестают удовлетворять обычные образы. Он ищет новых, более усложненных синкретических образов, где слуховые, звуковые и обонятельные впечатления сливались бы в одно. Это тяготение к утонченным ощущениям целиком вытекает из основной установки М., из его протеста против несовершенства человеческой природы, «ограниченной пятью оградами». Но логическая закономерность развития его художественного метода приводит к тому, что объективно он становится на грани двух противоположных линий литературного развития. Проследить эволюцию его метода это значит вскрыть самый процесс перерождения реализма в его противоположность. Там, где М. останавливается перед бессилием сознания и лживостью восприятия, там, где он пытается поколебать «ограду из пяти чувств», т. е. найти иные, сверхчувственные пути познания мира, там наконец, где он, хотя и тщетно, ищет путей преодоления мира мечтой он уже декларирует и проводит на практике основные принципы манифестов символизма, предвосхищает их теорию познания мира через сверхчувственную интуицию.Идеологическая основа этого смыкания М. с символизмом понятна. Неприятие буржуазной действительности вот та почва, на к-рой происходит их сближение. Но генетическая линия творчества М. была иная. Это и определило своеобразие его мировосприятия. На пути его «дерзновений за грани» стоял его глубокий классовый пессимизм. Заглянув в мир сверхреального, куда уходили символисты, М. увидел там нечто еще более страшное, чем сама действительность, и должен был признать перед ним свое поражение так же, как признал его перед миром реальным.
СТИЛЬ М. Глубокая противоречивость идеологии М. определила сложную структуру его стиля. Две скрещивающиеся тенденции в его мировоззрении остро пессимистическое отношение к действительности и гедонизм, как маска, за которой он пытается спрятать свое полное банкротство перед жизнью, дали две основные линии его новелл.Одной линии новелл М. присуща резко эпикуреистическая, чаще всего эротическая тематика. Персонажи этих новелл разнообразны.Светские женщины, ведущие рискованные интриги за спинами свои мужей («Женские плутни», «Задвижка», «Спасена»), пожилые буржуа (Бомбар) или буржуазки, утешающие себя всевозможными способами («Дело госпожи Люно»), фигурируют здесь в паре со сластолюбивыми фермерами, беззаботно прожигающими свою жизнь офицерами и т. д. Эти новеллы чаще всего обрамлены образом рассказчика, аристократа, проедающего свою ренту и рассказывающего друзьям о том или ином пикантном случае его жизни («Сестры Рондоли», «Женские плутни» и т. д.). Образ рассказчика в таких произведениях почти сливается с эпикуреистическим образом автора. Техника этих новелл легка и остра: мы найдем в них быстрый рассказ без какого-либо усложненного психологизма, развернутую игру двусмысленными намеками, характерный диалог, острую пуантировку не только в конце новеллы, но и на всем ее протяжении (лучшим образцом такой новеллы является «Ce cochon de Morin» «Эта свинья Морен»).Совсем по иному принципу строится философско-психологическая новелла М. В основе ее всегда лежит трагическая тема ограничивается ли она кругом семейно-бытовых отношений обольщенная служанка с фермы, становящаяся проституткой («История служанки с фермы»), отец, узнавший, что любимый им ребенок не его («Отец»), и т. д. ставит ли вопросы глубоко философского значения о смысле человеческой жизни («Самоубийство», «Усыпительница»), о сущности бытия, об ограниченности человеческого разума и т. д. («Бесполезная красота», «Орла» и др.). При этом катастрофа, к-рая обычно является развязкой такого рода новелл, уже предопределена в самом начале, тогда еще, когда сам герой не ощущает ее близости («Самоубийство», «Трус», «Ночь» и др.); поэтому достаточно незначительного внешнего толчка, чтобы эта катастрофа стала неизбежной. Отсюда крайняя психологическая динамичность этих новелл при сравнительной событийной их бедности. Старик выходит воскресным утром погулять по бульвару; созерцание чужой молодости напоминает ему о собственной старости и одиночестве, и на другое утро его находят повесившимся на одном из деревьев бульвара.Но не следует думать, что оба эти типа новелл отделены друг от друга четкими гранями: они неразрывно переплетаются между собой (см. напр. повесть «Иветта»). Однако, чем ближе М. подходит к концу своей жизни, тем сильней звучат в его новеллах мотивы пессимизма и отчаяния, давая явный перевес над мотивами эротическими и гедонистическими. Две жанровых разновидности представлены и в романах М. Одни из них дают индивидуально-психологический анализ такова история любви светского художника Оливье Бертена к дочери своей возлюбленной («Сильна, как смерть»), таковы переживания сына, узнавшего об измене матери его отцу («Пьер и Жан»), такова потрясающая по силе и психологической глубине история девушки, связавшей свою судьбу с низким развратным человеком («Жизнь»). Этот тип романов преобладает у М. Другой тип роман с резко выраженной социальной тематикой представлен в «Горе Ориоль» и «Милом друге». Композиционная схема первого из них дана как параллельный показ двух миров: жизнь двух влюбленных резко отграничена М. от жизни буржуазных дельцов, спекулирующих на легковерии больных, приехавших лечиться на курорт, на чванливости врачей-карьеристов, дельцов, не пренебрегающих никакими средствами для своих целей и состязающихся с ненасытной алчностью быстро богатеющих деревенских кулаков.Наибольшей сатирической остроты жанр социального романа достигает в «Милом друге», где характеристики персонажей отличаются широкой социальной типизацией; весь роман выдержан в плане сдержанного, но беспощадного сарказма по адресу буржуазного общества Третьей республики.Говоря о художественных приемах Мопассана, нельзя не выделить особо его пейзажа. Отмеченная противоречивость мировоззрения М. определила и двойственность восприятия им природы. Только в природе находит он то гармоничное и совершенное, что тщетно ищет в мире человек. Отсюда глубокий лиризм, утонченность, доходящая до изощренности, в передаче (особенно в его записках «На воде» и «Бродячая жизнь»). Этому противоречат настроения глубокого ужаса перед этой же самой природой, которая зачастую таит в себе нечто враждебное человеку, подстерегает его, несет ему гибель и смерть (рассказы «На воде», «Гостиница», «В пути», «Волк» и др.).В общем же ходе исторического развития французской литературы М. является некоторым узловым пунктом, в котором сходятся различные линии литературного развития (натурализм, декадентство, символизм). Но М. синтезировал противоположные направления, являя собой некую целостность и единство, которые получают свое объяснение в характере его классового мировоззрения.Всем предыдущим анализом творчества М. в основном уже дан ответ на вопрос о значении его творчества в плане постановки проблемы литературного наследства. Позиция, с которой он разоблачает буржуазную действительность, определила порочность его установок. И тем не менее в целом ряде моментов познавательное значение его творчества все же очень велико. Отсутствие каких-либо иллюзий, к-рые позволяли бы ему приукрашивать действительность, давало ему в руки мощное оружие, с помощью которого он порой верно и глубоко вскрывал внутренние противоречия буржуазного мира. Но он брал этот мир как некую абсолютную данность и не видел из нее выхода. Мы делаем иной вывод из его разоблачений. Нам они ценны потому, что лишний раз помогают осознать всю гнилостность основы буржуазного общества, идущего к своему закату, помогают глубже и полнее осмыслить тот процесс полного его разложения, свидетелями к-рого мы являемся в настоящее время.
Библиография:
I. Русск. перев. Мопассана свойственны, как правило, неполнота и халтурность. Лучшим и полнейшим из изд. сочин. Мопассана, воспроизводящим изд. Конара, является изд. «Шиповник», СПБ, 1911-1912, 30 тт. По полноте к изд. «Шиповник» приближается изд. «Просвещение», СПБ, 1907-1913, 15 тт.; из неполных изд. Мопассана сравнительно приличными были изд. бр. Пантелеевых, СПБ, 1895, 12 тт., и изд. Ф. Булгакова, Петербург, 1906, 12 тт. Издание Гиз, М. Л., 1927, 3 тт., под ред. А. Н. Горлина и А. А. Смирнова, неполно и переводы не на высоте. Изд. «ЗиФ», Москва, 1929, 24 кн. Собр. сочин. Мопассана, издававшиеся Иогансоном, Фуксом и др., приближаются к лубочным изданиям и ценности не представляют. Посмертная повесть Мопассана «Доктор Ираклий Глосс» переведена Е. Мечниковой, под ред. и с предисловием Н. Лернера, в 1923 (изд. «Книга»). Наиболее полное собр. сочин. Мопассана Oeuvres completes de Guy de Maupassant, ed. L. Conard, 29 vv., P., 1907-1910. В это изд. не вошли: Le docteur Heraclius Gloss, P., 1922; La trahison de la comtesse de Rhun (опубликована в книге Borel P., Le destin tragique de Guy de Maupassant, P., 1927) и Lettres inedites de Maupassant a Flaubert (опубликованы P. Borel, P., 1929).
II. Монографии: Maynial Ed., La vie et l’Ouvre de G. de Maupassant, P., 1907 (русск. перев., М., 1910, и в XXX т. изд. «Шиповник»); Mahn P., G. de Maupassant, sein Leben und seine Werke, Berlin, 1908; Neveux P., G. de Maupassant, etude, P., 1908; Lacaze-Duthiers G., de, G. de Maupassant, son Ouvre, P., 1926; Normandy G., G. de Maupassant, P., 1926; Urtel H., G. de Maupassant, Studien zu seiner kunstlerischen Personlichkeit, Munchen, 1926; Gelzer H., G. de Maupassant, Heidelberg, 1926; Boyd E., G. de Maupassant, biogr. Study, Boston, 1926; Sherard R. H., Life, work and evil fate of G. de Maupassant, N. Y., 1926. Мемуарная литература: Lumbroso A., Souvenirs sur Maupassant, Rome, 1905 (все биографии Мопассана построены на материале этой книги, представляющей собрание воспоминаний о Мопассане его родных и друзей); Tassart F., Souvenirs de G. de Maupassant par Francois, son valet de chambre, P., 1911 (есть русск. перев., СПБ, 1913); Мэниаль Э., Мопассан, перев. Н. Кашина, М., 1910 (и перепеч. в т. XXX Сочин. Мопассана, изд. «Шиповник»). Статьи о Мопассане: Толстой Л., Предисловие к книге Мопассана «На воде», Москва, 1894 (изд. «Посредник»); Протопопов М., Мопассан, «Русское богатство», СПБ, 1895, кн. VII-VIII; Абрамов Я. В., Певец тоски, СПБ. 1897; Шепелевич Л., Наши современники, СПБ, 1899; Богданович А., Годы перелома, СПБ, 1908; Андреевский С., Литературные очерки, СПБ, 1902; Гливенко И. И., Мопассан и Чехов, Киев, 1904; Чеботаревская Александра, Жизнь Мопассана, «Русская мысль», 1908, XI; Венгерова З., Гюи де Мопассан, П., 1915 (в первом томе Собр. сочин. Мопассана, изд. «Просвещение» (также в т. III «Литературных характеристик», СПБ, 1897-1910)); Петровский М., Композиция новеллы у Мопассана Опыт теоретического описания и анализа, «Начала», П., 1921, № 1; Эйхенгольц М. Д., Мопассан-новеллист, в книге Мопассана «Новеллы», Гиз, М. Л., 1927; Данилин Ю., Гюи де Мопассан, «На литературном посту», 1927, № 19; Вешнев В., Книга характеристик, 1928; Данилин Ю., О творческом процессе Мопассана, «На литературном посту», 1930, № 5-6; France A., La vie litteraire, P., vv. I (1888), II (1890), IV (1892); Doumic R., L’Ouvre de Maupassant, «Revue de deux mondes», P., 1 nov., 1893; Lemaitre J., Les contemporains, v. VI, 1884-1885 (в русск. перев. к книге Леметра «Современные писатели», СПБ, 1891); Brunetiere F., Le roman naturaliste, P., 1896 (ст. Les nouvelles de Maupassant).
III. Исчерпывающая библиография всей европейской и американской литературы о Мопассане дана в труде G. de Lacaze-Duthiers, Guy de Maupassant, son Ouvre, P., 1926.