Литературная энциклопедия - параллелизм
Связанные словари
Параллелизм
I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз.
parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. «Положи меня как печать на сердце твое || и как перстень на руке твоей» («Песня песней»). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией.
Ср. «Шесть он зернышек находит || семь семян он поднимает». В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. «Я царь, я раб, я червь, я бог» (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. Риторика, Стилистика, Фигуры.
II. В русской фольклористике термин «П.
» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире.Простейший тип П. двучленный:«Летал сокол по небу,Гулял молодец по свету».Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания):«Не белая березынька к земле преклоняется -Красная девица батюшке кланяется»;формальный (утеряна логическая связь между членами П.):«Опущу колечко в речку,А перчаточку под лед,Записались мы в коммуну,Пускай судит весь народ».О связи П. с хоровым действом см. Амебейная композиция. Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied).Библиография:Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911. .