Литературная энциклопедия - парсиваль
Связанные словари
Парсиваль
Уже в первой из дошедших до нас обработке незаконченном «Сказании о Граале» Кретьена де Труа роман представляет сложное многочленное фабульное целое, в к-ром соединяются две сюжетные линии:1 история «простеца» П., воспитанного в лесном уединении, юноши, одаренного рыцарскими доблестями, но лишенного рыцарской куртуазии, переживающего ряд полукомических приключений и с трудом усваивающего «вежество» подлинного рыцаря, и2 история поисков Грааля загадочного талисмана, хранящегося в таинственном замке, с владетеля которого П.
суждено снять заклятие, тяготеющее над ним.Именно эта последняя сюжетная линия, в к-рой скрещиваются элементы кельтских дохристианских мифов с мотивами христианской мистики, получает особое развитие в дальнейшей истории романа; уже у Вольфрама она используется для прославления организации рыцарских орденов (в первую очередь храмовников), в дальнейшем же эта часть сюжета получает самостоятельное развитие, сливаясь с апокрифической историей Иосифа Аримафейского и разрастаясь в огромный цикл романов о св.
Граале (важнейшие обработки: уже упомянутый выше прозаический роман «Perceval li Gallois» XIII в., прозаический «Perceval» из коллекции A. Firmin-Didot, прозаическая же «Queste de St. Graal», «Le grand St. Graal» и позднейшие их переделки на различных европейских языках), в к-ром П. играет уже второстепенную роль или совсем уступает место рыцарю-аскету девственному Галааду, сыну грешного, но величайшего из рыцарей Ланцелота .
В XIX в. историю П. драматизировал в своей одноименной музыкальной драме Рих. Вагнер.Лит-pa о П. огромна, совпадая в значительной своей части с литературой о всем цикле романов Круглого стола. Сложная структура сюжета П. при господствовавших в медиевистике методах исследования филологическом и сравнительно-историческом не могла не вызвать ожесточенных споров, основными пунктами к-рых являются: вопрос об источниках отдельных элементов сюжета, в особенности вопрос о первоначальном значении Грааля, вопрос о первоначальной форме сюжета (в частности о соотношении франц.
и нем. версий) и вопрос о месте зарождения сюжета. Как ни полезны эти изыскания для уяснения отдельных источников П., в частности для уяснения взаимоотношения кельтских и французских, дохристианских и христианских элементов в его целом, они все же уводят нас от подлинных памятников с их сложным, актуальным для рыцарства XII-XIV вв.
содержанием в область схематич. реконструкций; засвидетельствованный цикл П., с его сублимацией рыцарства как искупителя человечества, с его густым наслоением внецерковной, внеритуальной апокрифич. мистики, с его пафосом аскезы, постепенно вытесняющим первоначально проникающее сюжетную линию П. более мирское прославление рыцарской куртуазии, ждет еще своей истории.
Библиография:Из огромной литературы вопроса приводятся только наиболее важные труды: Birch-Hirschfeld A., Die Sage vom Gral, Lpz., 1877; Heinzel R.., Ueber die franz. Gralromane, Wien, 1891; Nutt A., Studies on the Legend of the Grail, L.,1888; Его же, The Legends of the Holy Grail, L., 1902; Weston J. L., The Legend of Sir Perceval, 2 vv., L., 1906-1909; Hertz W., Parzival von Wolfram von Eschenbach, Stuttgart, 1914 (комментарии); Wechssler E., Die Sage vom heiligen Gral, Halle, 1902; Baist, Parzival u.
der Gral, Freiburg, 1909; Staerk W., Ueber den Ursprung der Grallegende, Tubingen, 1903; Junk V., Gralsage u. Graldichtung des Mittelalters, Wien, 1912; Weston J. L., The Quest of the Holy Grail, v. I, L., 1913; Golther W., Parzival und der Gral in der Dichtung des Mittelalters und der Neuzeit, Stuttgart, 1925. .