Литературная энциклопедия - посвящение
Связанные словари
Посвящение
Изобретение книгопечатания придало новые формы П. (особенно в XVI и XVII вв.). В Испании, Италии, Франции вельможам посвящаются как художественные произведения, так и научные (напр. «Дон-Кихот» Сервантеса посвящен одному тупому и грубому герцогу, которого Сервантес «умоляет благосклонно принять под покровительство» свой труд; таково же П.
«Рассуждения о телах, пребывающих в воде» Галилея). Классическая страна П. Франция XVI-XVII вв., где господствующая роль двора порождала утонченные и в то же время низменно-льстивые П., превратив их в «печальный жанр», к-рый не могла искоренить и французская революция. Известны посвящения Скаррона (собачке одной дамы), Корнеля (панегирик-П. к «Цинне», написанный за 1000 пистолей); П. «Сида» герцогине «не с целью передать свое имя грядущим векам», но «с единой лишь целью увековечить то, чем я обязан вам»; Расина, Буало, Мольера («Тартюф»).Лишь XVIII век, породив целую литературу с П., создает и новые, более свободные формы посвящения. Руссо отказывается посвятить свой труд королеве, но одно из своих произведений посвящает «Женевской республике» (1759). Вольтер использовал П. для изложения своих теоретических взглядов (знаменитое П. к «Оресту», «Китайскому сироте», «Магомету», где бросается вызов папе). Вольтер заявляет: «Мы живем уже не в те эпохи, когда гений в низменном посвящении просил у глупца его дозволения войти в будущие века под сенью имени». Стерн открывает «Тристрама Шэнди» вызовом: «Посвящение продается».XIX в. дает ряд П. литературным авторитетам-современникам. Знамениты посвящения Байрона («Сарданапал» Гёте, «Каин» В. Скотту), Бодлера («Цветы зла» Т. Готье). Тургенев посвящает «Песнь торжествующей любви» «памяти Флобера». Появляются и интимные П. («Кромвель» Гюго отцу; «Братья Карамазовы» А.Г. Достоевской). Возникает безличное символическое П. (П. «Фауста» Гёте фантазии).Наиболее резкую противоположность первоначальным формам П. образуют П. в революционно-демократической и революционной пролетарской литературе П. представителям угнетенных классов, революционным борцам, наконец массовые П. («Я пою для тех, чьи души юны, кто болел как за себя за брата» П.
Якубовича; «Другу, передовому борцу пролетариата» В. Вольфу К. Маркс, Капитал, т. I). Последняя форма П. присуща и послеоктябрьской литературе, совершенно изменяя характер П.Библиография:О посвящении стихотворном см.: Gramsch A., Widmungsgedicht, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd III, Berlin, 1928-29. .