Литературная энциклопедия - ретиф де ла бретонн
Связанные словари
Ретиф де ла бретонн
Романы Р. де ла Б. своей плебейской «грубостью», идейной левизной, а также сгущенным реализмом, особенно в постоянных у Р. де ла Б. картинах испорченности нравов, вызывали презрение и негодование у адептов «высокой» буржуазно-дворянской литературы (Р. де ла Б. называли «Жан Жаком рынков», «Руссо помойных ям», «Вольтером служанок» и т.
д.), но снискали себе однако значительный успех в широких читательских кругах. На обвинение в грубости, разнузданности и цинизме Р. де ла Б. отвечал: «Если в моих произведениях подробности носят вольный характер, то суть их нравственна и цель полезна. Я описываю нравы, а последние испорчены, не могу же я рисовать быта Астреи». Своих литературных врагов Р. де ла Б. в свою очередь третирует в сатирическом романе «Le menage parisien» (Парижская семья, 1773), где под анаграммами выводятся Дора`, Грессе, Пирон, Кребийон, Вольтер и др.К числу лучших романов Р. де ла Б. принадлежат: «Le pied de Fanchette» (1769), положивший начало известности писателя, «Le pornographe ou idees d’un honnete homme sur un projet de reglement pour les prostituees» (1769), «Le paysan perverti» (1775) роман, имеющий автобиографический характер, «La paysanne pervertie» (1779), «La vie de mon pere» (1779 (фактич. 1778)) и «Les contemporaines ou aventures des plus jolies femmes de l’age present» (1780-1785, 42 тт.) обширное собрание эротических новеллет, почерпнутых из многочисленных любовных похождений автора.Выдающийся интерес для понимания социально-политич. воззрений Р. де ла Б. как идеолога плебейско-демократических слоев представляет его утопический роман «La decouverte australe, ou les Antipodes» (1781), в котором автор, окрыленный идеями Руссо о естественном человеке, набрасывает картину идеального государства, каковым оказывается вымышленное государство мегапатагонцев, населяющих один из островов южного океана.
Здесь царят всеобщее довольство и счастье, т. к. туземцы не знают социального и имущественного неравенства, порождающего страдания и пороки. Здесь все трудятся, но труд здесь не изнурителен, а почетен. «Между равными все должно быть общим, каждый трудись для общего блага, каждый получает в нем одинаковую долю» гласят правила, регулирующие их общественную мораль.
Отношение полов отличается здесь относительной свободой, однако женщина рассматривается как пол, подчиненный мужчине. К роману Р. де ла Б. прилагает «Письмо обезьяны к своим соплеменникам» (Lettre d’un singe aux animaux de son espece) ядовитый памфлет на государственные и социальные учреждения дореволюционной Франции.Когда вспыхнула франц. революция 1789, Р. де ла Б. оказался в числе ее наиболее горячих сторонников, несмотря на то, что революционный катаклизм подорвал его материальное благополучие, созданное неутомимым литературным трудом. Он пишет роман «Les nuits de Paris» (Парижские ночи, 1788-1794), в к-ром обрушивается на старый порядок, прославляет революцию и ее вождей Марата и Робеспьера, требует упразднения всех религиозных культов и пр.
Заключительные части романа дают яркую картину жизни Парижа в эпоху террора. В 1795 Конвент ассигновал Р. де ла Б. скромное пособие. Конец жизни он провел мелким государственным служащим, занимая места, доставленные ему хлопотами Карно и Мерсье . Во время «заговора равных» Р. де ла Б. принадлежал к числу сторонников и даже повидимому сообщников Бабефа, с идеями к-рого он перекликался в своем утопическом романе «La decouverte australe». С 1794 Р. де ла Б. трудился над созданием своей замечательной автобиографии «M-r Nicolas, ou le cOur humain devoile» (1794-1797, 16 тт.), вызвавшей восторженные отзывы В. Гумбольдта, Гёте и Шиллера. Однако очень быстро имя Р. де ла Б. покрывается забвением. На протяжении ряда десятилетий XIX в. Р. де ла Б. замалчивался критикой, и только Жерарде Нерваль в сер. XIX в. воскресил память забытого писателя, опубликовав о нем как об авторе «М-сье Николя» ряд статей. О Р. де ла Б. начинают писать как о Бальзаке XVIII в., начинают интересоваться его социально-утопическими концепциями; наряду с этим эротоманы устанавливают его культ как эротического писателя.
Библиография:I. Gerard de Nerval, Les illumines, P., 1852 (позднейш. изд. 1926); Monselet Ch., Restif de la Bretonne, P., 1854; Duhren, Retif de la Bretonne. Der Mensch, der Schriftsteller, der Reformator, Berlin, 1906; Grasilier L., Retif de la Bretonne inconnu, P.
, 1927; Funck-Brentano F., Retif de la Bretonne, P., 1928.II. Lacroix P. (Bibliophile Jacob), Bibliographie et iconographie de tous les ouvrages de Restif de la Bretonne, P., 1875; Duhren, Retif-Bibliothek. Verzeichnis der franzosischen u. deutschen Ausgaben u. Schriften von und uber Retif de la Bretonne, Berlin, 1906. .