Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - реторика или риторика

Реторика или риторика

РЕТОРИКА, или РИТОРИКА (греческое rhД“torikД“, латинское rhetorica) выросла на древнегреческой почве в VI-IV вв. до н. э. как теория искусства убеждать словом. «Реторика творец убеждения» (Горгий Леонтинский и др.). Развитие товарно-денежного хозяйства в условиях антично-рабовладельческой формации привело к возвышению городов-государств (Афины и др.

), к открытой и острой борьбе классов и партий. В условиях античного общества почти исключительной формой «убеждения» (агитации) была ораторская речь необходимое и могущественное орудие политического успеха (см. «Речь ораторская»). Поэтому Р. возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе.

Это определило содержание и характер Р. Еще сицилийцу Кораксу (VI в.), к-рого считали вместе с Эмпедоклом «изобретателем» Р., приписывалось основное теоретическое положение: «главная цель оратора не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного (eikos)». Впоследствии, несмотря на попытку Аристотеля обосновать Р. не как искусство убеждать, а как руководство к отысканию лучших способов аргументации в связи с обстоятельствами и природой данного дела, положение Коракса повторялось неоднократно греческими и римскими риторами: цель Р., по Корнелию Цельсу, «говорить убедительнее в сомнительных общественных делах.

Оратор ищет только подобия истины. Ибо не сознание правоты является наградой, а победа в споре...» Еще Платон осудил Р. как «искусство обмана», «словесную ловкость» «великое делать малым, малое великим, ложное истинным, истинное ложным». Осуждение Р. было осуждением софистической философии. Субъективно-идеалистическое учение софистов с их релятивистски-скептическим отношением к «познанию истины» было философским основанием Р.

Из положения Протагора «вещи являются для каждого лишь тем, что он в них видит, согласно своим свойствам, следовательно человек мера всех вещей» вытекало, что хотя все суждения правильны, но не все равноценны, т. е. индивидуум или коллектив познают реальность не в одинаковой степени, а в соответствии с «состоянием организма», к-рое может измениться под влиянием людей, познающих больше, чем другие; люди эти софисты и ораторы, влияющие на общество посредством слова.

Мера истинности и убедительности слов оратора дело его «искусства», его «изобретения». Поэтому Р. занята отысканием действенных речевых средств для создания убедительности независимо от объективного содержания. Отсюда чисто практическая задача Р. вооружить политика средством «пленения» и «укрощения» массы.

В соответствии с этим Р. изучает:1. Изобретение идейного материала речи:а) отыскание выгодной точки зрения и опорного пункта, «статуса для аргументации»;б) нахождение доказательства и аргументации при помощи диалектики, к-рой древние называли науку вести спор при помощи логич. доводов, достигшее у софистов особой изощренности;в) использование «общих мест» формально логических «источников» «распространения» аргументации: обобщений и разделений вида и рода, сравнений, контрастов и пр.

;г) применение средств эмоционального воздействия в соответствии с тем, какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и пр.;д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам.2. Распределение материала речи ораторский порядок, основанный не на логической или исторической последовательности, а на психологической действенности; общая композиционная схема речи:а) вступление (разных видов);б) повествование, имеющее целью выгодный подбор и размещение фактов,в) рассуждение обоснование своих положений и опровержение противных,г) заключение подведение итогов, агитационный призыв.3. Изложение, или стиль речи, забота о к-ром «необходима вследствие нравственной испорченности слушателей»:а) стилевые особенности судебной, общеполитической, торжественной речи;б) разделение стилей на «простой», «умеренный» и «возвышенный» в зависимости от использования «украшений»;в) строение периода;г) «тропы» (метафора, метонимия, перифраз и пр.), «фигуры мыслей» (антитеза, градация, коррекция и пр.) и «словесные фигуры» (риторический вопрос, анафора и пр.). Кроме указанных трех частей в Р. включались вопросы изучения слушателей (у Аристотеля) и вопросы запоминания речи и произнесения (голос, жесты и пр.).По мере развития прозы исторической, философской и художественной Р. становилась теорией «красноречия» вообще: проза неораторская складывалась под влиянием ораторской речи и реторических принципов. С падением античной демократии реторика утратила прямой тактико-политический характер. Августин (IV в.) теологизировал античную реторику, и впоследствии она стала частью средневековой схоластики догматической теорией «сочинения»: учением о «хриях», «тропах» и «фигурах». В несколько модернизированном «облегченном» виде она перешла в дворянско-буржуазную школу на правах «теории словесности», преимущественно «прозы». С другой стороны, буржуазия возродила Р. как ораторскую теорию в соответствии с нуждами классовой борьбы сперва с феодалами, а затем с пролетариатом (классический образец «Parliamentary logic» (Парламентская логика, 1808) В. Г. Гамильтона). Философское обоснование дал ей Гегель: в «Эстетике» он, исходя из принципов античной Р.

, определил реторическое слово как практическое средство «убеждения» в целях «достижения интереса» в отличие от речи «поэтической», выражающей «дух, свободно созерцающий свою сущность». Реторическое слово служит не «истине», а «выгоде», отражая накипь «наличного бытия». Так. обр. Гегель санкционировал разделение речи как выражения подлинной действительности («духа») и речи реторической с установкой на слушателя, на убеждение и «достижение интереса» (агитация).

Вся буржуазная наука приняла гегелевскую трактовку реторического слова за основу (вплоть до наших дней), т. к. эта трактовка соответствует буржуазной практике: идеологическая обработка масс, необходимая для «достижения интереса», требует не истины, а «правдоподобия» как формы политического обмана. Р. фетишизирует слово, наделяя его собственным, в конечном счете мистическим содержанием и имманентной «силой».

Пролетариат не нуждается в средствах обмана, не «изобретает» истин и не фетишизирует форм выражения. «Нет ничего противнее духу марксизма, как фраза» (Ленин). Об ораторском искусстве пролетариата см. Речь ораторская.

Библиография:

Платон, «Федр», «Горгий» (русский перев. В. Н. Карпова в «Сочинениях Платона», чч. 2-4, изд.

2, СПБ, 1863); Аристотель, Риторика, СПБ, 1894; Квинтилиан, Двенадцать книг риторических наставлений, перев. с латинск. А. Никольский, 2 чч., СПБ, 1834; То же, перев. 10-й книги В. А. Алексеева, СПБ, 1896; Cicero, De Oratore, впервые изд. в Subiaco, 1465, комментир. изд. F. Ellendt, Konigsberg, 1840; G. Sorof, 3 Aufl., Berlin, 1875; A. S. Wilkins, Oxford, 1892, и др.

; Его же, Orator, впервые изд. в Венеции в 1492, комментир. изд. О. Jahn W. Kroll, Berlin, 1913, и др.; Его же, Brutus, впервые напечатано в 1475; позднейшие изд. H. Meyer, Halle, 1838, Th. Stangl, Lpz., 1886, переиздано в 1920, Martha, P., 1907, и др.; Tacitus, Dialogus de oratoribus, hrsg. v. A. Gudeman, 2 Aufl., Lpz., 1914; Augustinus A., De doctrina christiana, Bonn, 1930; Rhetores graeci, ex recognitione L. Spengel, 3 Bde, Lpz., 1853-1856; с 1894 выходит 2 изд., под ред. Н. Rabe и других, пока вышли тома I, II, V, VI, X, XI, XIII-XV, последний том вышел в 1931; Walz, Rhetores graeci, 9 Bde, Stuttgart, 1832-1836; Halm C.

, Rhetores latini minores, Lpz., 1864; Norden E., Die antike Kunstprosa, 4 Bde, Lpz., 1915-1923; Gomperz H., Sophistik und Rhetorik, Lpz., 1912; Chaignet A. E., La rhetorique et son histoire, P., 1888; Volkmann R., Die Rhetorik der Griechen u. Romer, 2 Aufl., Lpz., 1885; Ernesti J. A., Initia rhetorica, Lpz., 1750-1783; Schott H. A., Die Theorie der Beredsamkeit, Lpz., 1828-1849; Blair H., Lectures on Rhetoric and belles-lettres, 3 vv., Dublin, 1783; Campbell G., The Philosophy of Rhetoric, 2 vv., L., 1776; Whately R., Elements of Rhetoric, ed. l, Gotha, 1827, ed. 10, N. Y., 1880 (есть нем.

перев. «Grundlagen der Rhetorik», 1884); Bascom J., Philosophy of Rhetorik, 2-nd ed., N. Y., 1888; Wackernagel W., Poetik, Rhetorik u. Stylistik, 3 Aufl., Halle, 1906; Batteux Ch., Principes de litterature, в серии «Cours des belleslettres», P., 1765; Philippi A., Die Kunst der Rede, Lpz., 1896; Le Clerc J. V., Nouvelle rhetorique francaise, P., 1822; Ломоносов М. В., Краткое руководство к красноречию, кн. I, в которой содержится риторика..., СПБ, 1748 (и в «Сочинениях», ред. М. И. Сухомлинова, т. III, СПБ, 1895); Опыт риторики (по Блеру), СПБ, 1791; Никольский А. С., Основания российской словесности, СПБ, 1792; Рижский Ив., Опыт риторики, СПБ, 1796; Мерзляков А., Об истинных качествах поэта и оратора рассуждение, М., 1824; Толмачев Я., Военное красноречие, 3 чч., СПБ, 1825; Галич А. И., Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, СПБ, 1830; Кошанский Н., Общая реторика, СПБ, 1829; Сперанский М., Правила высшего красноречия, 1844; Фойгт К., Мысли об истинном значении и содержании риторики, «ЖМНП», 1856, ч. 86; Миттермайер К., Руководство к судебной защите по уголовным делам, М., 1863; Гегель, Курс эстетики, кн. II, М., 1860; Луньяк И., Риторические этюды, СПБ, 1881; Певницкий В. Ф., Церковное красноречие и его основные законы, Киев, 1906; Гофман В., Слово оратора (Риторика и политика), Л., (1932). также библиографию к ст. Речь ораторская. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое реторика или риторика
Значение слова реторика или риторика
Что означает реторика или риторика
Толкование слова реторика или риторика
Определение термина реторика или риторика
retorika ili ritorika это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
165
2
150
3
152
4
132
5
139
6
131
7
119
8
119
9
136
10
145
11
145
12
209
13
125
14
239
15
182
16
115
17
143
18
172
19
160
20
115