Литературная энциклопедия - ромен
Связанные словари
Ромен
Основная тема унанимизма Р. попытки преодолеть одиночество и беспочвенность, отказываясь от своего «я», растворяя его в городе, толпах, группах. Вместе с тем это попытки преодолеть хаос буржуазного общества, создавая в нем же самом своеобразные коллективы-группы. Ими могли стать дом, улица, кружок приятелей, город и наконец все общество, если люди сливаются там в новое единое существо с единой душой (отсюда «унанимизм»).
Ранние сб. стихов Р. («La vie unanime» «Единодушная жизнь», 1908, и др.) воспевали Париж, его улицы и толпы, как живой организм, возникший из обезличенных в нем атомов-людей. Продолжая Уитмена, Р. создал гибкий, белый стих, передающий своими изменчивыми ритмами текучесть, становление и распад городских групп. Улицы, площади, скверы Парижа герои и прозы Р. «Les puissances de Paris» (Силы Парижа, 1913). Р. урбанист, подлинный поэт большого города, он обожествляет огромный Париж, сливающий одиночек в своей «единодушной» жизни, дающий счастье этого слияния. Парижу посвящены лучшие страницы Р., исключительные по тонкости городские пейзажи.Новизна творческих приемов Р. была в отказе от индивидуального персонажа и индивидуальной психологии ради коллективного «героя». В центре внимания Р. психика коллективов, вернее переход ощущений одиночки, отдельного человека в психику толпы. Разрушая целостный человеческий образ в литературе и отображая мир в его раздробленности, Р. близок к ряду течений буржуазного искусства XXв. кубизму, симультанизму и т.д. В свою очередь унанимизм Р. оказал значительное влияние и на другие литературы, в частности напр. на американскую (Дос-Пассос и др.). Но в противоположность Дос-Пассосу, трагически ощущающему хаотичность жизни и зыбкость человеческих судеб (Манхэттэн), Р. воспринимает мир оптимистически, и его не столько интересует хаос мира, сколько пути его преодоления, утопические поиски синтеза, единства и порядка. Для Р. типичен почти всегда жизнерадостный тонус творчества и резко волевой подход к жизни. Активное начало, мистически понятая воля должна пробуждать к жизни «коллективные души», группы.Воля для Р. путь к организации общества путем создания все более широких групп, путь к той группе-божеству, к-рую Р. считает конечной целью своего творчества (см. «Руководство к обожествлению»). Во всех книгах Р. отображает мир в виде все новых вариантов этих групп, показывая, как из хаоса возникает единство. В «Le bourg regenere» (Возрожденный городок, 1906) сонный провинциальный городок оживает благодаря надписи, сделанной на стене, приобретает «душу».
В «Mort de quelqu’un» (Чья-то смерть, 1911) весть о чьей-то смерти объединяет дом, полный разобщенных жильцов, в единую группу. В более поздней трилогии «Душа Люсьена», «Бог плоти», «Когда корабль» Р. изучает психологию семьи и любовной пары.В ранних книгах Р. его группы обычно внеклассовы. Но в «Le vin blanc de la Villette» (Белое вино Ла-Виллет», 1914), созданном под влиянием роста рабочего движения, рождение грудп показано на эпизодах классовой борьбы, на темах парижских стачек (замечательный рассказ «Атака автобусов»), 1 мая, буржуазной армии и т.д. Р. издевается над косностью мещанина, тупостью чиновников и буржуазной военщины, продажностью буржуазной политики. Острая, ироническая, полная юмора критика создавала гротескную линию творчества Р., идущую от «Les copains» (Приятели, 1913) к «Donogoo Tonka» (Доногоо-Тонка, 1920), его шаржи и сатиры. С большим блеском эта гротескная линия развернута в театре Р., в «Трилогии о Труадеке».В годы войны в сб. пацифистских стихов «Europe» (Европа, 1916) Р. выступил против войны, «мешающей жить» маленькому человеку, и среди шума битв воспевал его «маленькие радости» «Amour couleur de Paris» (Любовь цвета Парижа).
В эти годы возникает излюбленная идея Р. о единой Европе, подлинной родине европейца. Антивоенные настроения наиболее резко прозвучали в «Ode Genoise» (Генуэзская ода, 1925).В послевоенные годы утопические идеи Р. приобретают гораздо большую политическую заостренность. Основные политические концепции Р.единой Европы, роли западной цивилизации и западной демократии, его антивоенные идеи, наряду с неизменным стремлением к упорядоченному обществу с отрицанием однако идеи социальной революции, все это приводит Р. к тем политическим колебаниям, к-рые отразились в его публицистике («Европейские проблемы», 1933; «Франко-германская пара», 1934, и др.
). Р. объективно сближается то с буржуазным пан-европеизмом» то иногда даже с крайне правыми политическими группировками (1933-1934). Однако под влиянием успехов народного фронта и опасности фашизма Р. в последнее время (1935) сблизился с левыми литературными кругами.Эти политические колебания нашли отражение и в последнем произведении Р. «Les hommes de bonne volonte» (Люди доброй воли), многотомном романе, начатом в 1932 и синтезирующем все предыдущее творчество Р. Все стороны его творчества, городские пейзажи, унанимистская психология, социальные шаржи, гротескный юмор сливаются здесь в картину целого общества, целой эпохи, явно создаваемую под влиянием Золя (ср.книгу Р. «Золя и его пример», 1935). В предисловии, представляющем своего рода теорию романа, Р. противопоставляет традиционному «индивидуоцентрическому» роману с индивидуальными героями литературу, героем к-рой является общество в целом: в вышедших пока 10тт. показана довоенная Франция (и особенно довоенный Париж) в виде хаоса перебиваюших друг друга эпизодов.
Здесь мелькает множество персонажей, судьбы к-рых иногда сплетаются и список к-рых автор вынужден был приложить в конце каждого тома.Подводя итоги экспериментам над разными видами групп, Р. хочет здесь повидимому показать общество в целом как высшую группу, постепенно приходящую к своему единству, к-рое будет создано «людьми доброй воли».
Судьба монументальной эпопеи, к-рую стремится создать Р., в значительной степени зависит от того, будет ли это единство достигнуто на буржузной или на революционной основе. Пока политическая концепция автора скрыта за нарочито подчеркнутым объективизмом, с к-рым воссоздаются все социальные слои довоенной Франции, капиталисты и рабочие, учителя, студенты, анархисты, светские дамы и т.д. Мастерство Р. в отдельных эпизодах, лирических и сатирических, психологическая тонкость описания самых разнообразных переживаний людей, высокая культура языка часто замечательны. Тем но менее огромный замысел романа распадается на эпизоды не только внешне раздробленные, но имеющие самодовлеющий интерес психологической и натуралистической детали.Начиная с V-VIтт. и особенно в частях «Угроза надвигается» (IX т.) и «Власти» (X т.) заметно социальное заострение, выдвижение на первый план социально-значительных тем. Судьба безработных, парижский пролетариат, поиски выхода в социализме и анархизме, дела французской демократии и наконец франко-германский вопрос вдвигаются в центр романа.
Если начало «Людей доброй воли» заставляло предполагать, что их основная идея гармония классов, то сейчас становится возможным более революционное продолжение романа, к-рое связано с дальнейшей политической эволюцией Р.Библиография:I. Поэзия: L’ame des hommes, 1904; Le voyage des amants, 1920, Chants des dix annees 1914-1924, 1928. Проза: Sur les quais de la Villette, 1914; Le vin blanc de la Villette, 1923; La verite en bouteille, 1927; Трилогия «Psyche»: 1. Lucienne, 1921; 2. Le Dieu des Corps, 1928; 3. Quand le navire, 1929; Jean le Maufranc, 1927; Musse, 1931. Театр: L’Armee dans la ville, 1911; Cromedeyre le vieil, 1920; M. Le Trouhadec saisi par la debauche, 1922; Le mariage de le Trouhadec, 1925; Le dictateur. Demetrios, 1926; Volpone, suivi du Dejeuner marocain. En collabor avec St. Zweig d’apres Ben Jonson, 1929; Boen ou la possession des biens, 1932. Теория и публицистика: Le petit traite de versification (совместно с Шеннвьером), 1923, Problemes d’aujourd’hui, 1931; Доногоо-Тонка, или чудеса науки, перев. О.И.Поддъячей, под ред. и с предисл. Н.О.Лернера, Гиз, П., 1922; То же, Гиз, М. Л., 1926 (Универс. биб-ка); Одна из смертей, перев. И.Б.Мандельштама, изд. «Атеней», П., 1923; Душа толпы (Le vin blanc de la Villette), перев. А.Поляк, изд. «Петроград», Л., 1924; Собр. сочин., перев. под общей ред. М.Лозинского, А.Смирнова и А.Франковского, изд. «Academia», Л., 1925-1930 (т.II. Чья смерть, Роман, перев.
М.Лозинского; т.III. Белое вино ла-Виллет. Силы Парижа, перев. А.Франковского; т.IV. Люсьена, Роман, перев. А.Франковского; т.V. Приятели, Роман, перев. М.Лозинского; т.VI. Ив ле-Труадек. Трилогия. Доногоо-Тонка, или чудеса науки. M-r ле-Труадек, предавшийся распутству. Женитьба ле-Труадека, перев. М.Лозинского; т.VII. Кнок, или торжество медицины.
«Искра». Пьесы, перев. и предисл. А.А.Смирнова; т.VIII. Диктатор. Деметриос. Амедей и господа в ряд, перев. М.Лозинского; т.IX. Бог плоти, Роман, перев. В.А.Розеншильд-Паулина); Атака автобусов, Рассказы, перев. В.Мониной, изд. «Недра», М., 1925; Люсьен, Роман, перев. А.Оношкович-Яцына, под ред. М.Лозинского, изд. «Сеятель», Л., 1925; Обормоты, Роман, перев. О.Э.Мандельштама, Гиз, Л., 1925; Преображенный град. («Легенда»), перев. О.Я.Скитальца-Яковлева, под ред. И.Оксенова, Гиз, Л., 1924 (1925); Разговоры в порту, Рассказы, перев. Е.Лифшиц, Межрабпом, М., 1925; Господин Труадек в лапах разврата, Комедия, перев. А.Иловайский, Гиз, М., 1925; Кромдейер-Старый, Пьеса, перев. и предисл. О.Э.Мандельштама, Гиз, Л. М., 1925; Возрожденный городок. Маленькая легенда, перев. Н.Я.Рыковой, под ред. А.А.Смирнова, «Зиф», М. Л., 1926; Избранные стихи, перев. А.Эфрос, изд.«Огонек», М., 1928; Генуэзская ода, Стихи, «Вестник иностранной литературы», 1928, №11; Люди доброй воли, изд. «Время», Л., 1933 (I. Шестое октября, перев. М.Б.Мандельштама; II. Преступление Кинэта, перев. М.Е.Левберг; III. Детская любовь, перев. М.Б.Мандельштама; IV. Парижский эрос, перев. его же).
II. CremleuxB., Le XX siecle, 1925; Courtais-SuffitM., J.Romains, 1927; IsraelM.
, J.Romains, sa vie, son Ouvre, 1931; SpitzerL., Der Unanimismus J.Romain’s im Spiegel seiner Sprache, в его книге «Stilstudien», Bd. II, Munchen, 1928; ОксеновИн., «Книга и революция», 1922, №8(20), БобровС., «Печать и революция», 1922, №8; ЭйхенгольцМ., там же, 1925, №2; ФричеВ., Западно-европейская литература XXв. в ее главнейших проявлениях, Гиз, М.Л., 1926; МарголинС., Жюль Ромен, «Новый мир», 1927, №9; ГригорьевА., «На литературном посту», 1920, XVII; ГальперинаЕ., Жюль Ромен и паневропеизм, «Интернациональная литература», 1933, №6; ЗелинскийК., Новый манифест Жюля Ромена, «Литературный критик», 1933, №2; ФридЯ., Четыре томика эпопей, там же, 1933, №5; ГальперинаЕ., Эпос «реалистического европеизма», «Художественная литература», 1933, №7; БлейманМ.
, Мистификация новаторства, «Литературный современник», 1933, №11; АнисимовИ., Современные французские гуманисты, «Октябрь», 1933, №11; ПерцовВ. Потолок личности, «Красная новь», 1934, №1; Сервэз Жерар, Жюль Ромен и фашизм, перев. Н.Камионской, «Интернациональная литература», 1934, №1. .