Литературная энциклопедия - стафф
Связанные словари
Стафф
преобладали иные мотивы бессилия и безволия, усталости, отцветания. Если и были ницшеанские мотивы, то они скоро отзвучали, и уже в цикле стихов «Песни, пропетые себе и ночи» поэт должен признать: «Сон опутал мощь... Я больше не умею ни жить, ни гибнуть, ни отважно побеждать». Отсюда уход от всего реального в мир фантазии. Характерно стихотворение «Поводырка», в к-ром поэт говорит с девушкой, избранной им в поводыри.
Он молит ее указать ему путь бессильному, несчастному и слабому, но когда они доходят до перекрестка дорог, он узнает, что поводырка его слепая и немая. Для поэта остается лишь мечта о смерти и надежда на потусторонний мир.С. безусловно большой мастер стиха, познавший во всем совершенстве искусство музыкальной речи.Порою он может блеснуть такими стихами, как написанный с большой силой «Кузнец», навеянная народными мотивами «Баллада о потерянном башмачке», как нежно лирические «Осеннее письмо» или «Твои золотые волосы».С. является точно так же автором ряда драм «Клад» (Skarb, 1904), «Годива» (Godiwa, 1906) и др., но значительного влияния на развитие польского театра он не имел.
«Клад», к-рый критика сравнивала с «Жизнью человека» Андреева, ставился не без успеха в Кракове и Львове.
Библиография:Кроме упомянутых, стихи: «В тени меча» (W cieniu miecza, Lwow, 1911), «Сев судьбы» (Siew doli, 1916), «Радуга слез и крови» (Tecza lez i krwi, Krakow, 1918), «Вино любви» (Wino milosci, Warszawa, 1919), «Глаза бездны» (Oczy otchlani, Warszawa, 1919), «Песнь о жаворонке» (Pies o skowronku, Warszawa, 1919), «Шумящая раковина» (Szumiaca muszla, Warszawa, 1921), «Сады» (Sady, Warszawa, 1919), «Полевые тропы» (Sciezki polne, Warszawa, 1919), «Кормясь на лету» (Zywiac sie w locie, Warszawa, 1922), «Избранные стихи» (Wybor poezji, 1921).
Драмы: «Зрелище» (Igrzysko, Lwow, 1909), «Это самое» (To samo, Lwow, 1912) и др. .