СУЛЕЙМАН Назиф (Ибрагим Джехди, 1869-1927) турецкий литературовед и поэт. Р. в Диярбекире. Старший брат известного поэта
Фаик Али. Отец С. Саид-паша был одним из известных поэтов и историков своего времени. С. систематического образования и воспитания не получил. Путешествовал
по Европе, Северной Африке и Индии. Был политическим эмигрантом в
период Абдул-Гамида. Одно из первых произведений С. политический сборник стихов «Гизли Фиганлар» (Тайные вопли), написанный против деспота Абдул-Гамида. В литературу вошел работами по изучению Намик Кемаля и Зия-паши. С. был одним из видных литераторов периода «Сервети Фюнун». Несколько раз назначался на должность вали (губернатора). С. издавал ряд газет. После младотурецкой революции 1908 С., борясь против пантюркизма, вступал в полемику с журналом «Тюрк юрду». Во
время оккупации Стамбула за резкие политические статьи против оккупантов командованием французских оккупационных войск чуть не был казнен. Выступал ярым сторонником «османского литературного языка» с характерным для него обилием арабских и персидских слов.С. выражал настроения национально-освободительного движения. Его книжка «Кафири хакикат» (Отрицатель правды) посвящена восстанию риффов против Испании.
Но в этой книжке С. защищает риффов не как защитник национально-освободительного движения угнетенного народа, а с точки зрения турецких империалистов. В своем историко-политическом сборнике очерков «Змеиный
рассказ истории» С. сильно нападал на последнего турецкого султана и халифа Вахидеддина, к-рый после 4-летнего ограбления и истязания народа покинул страну и сбежал на остров Мальту.
Но С. выступил и здесь не против султаната вообще, а против такого султана, как Вахидеддин. В литературно-критическом произведении «Махмед Акиф» С. высказался против атеиста-материалиста Т. Фикрета, защищая пансиламиста М. Акифа. И вообще для идеологии С. эти два мотива отечество и религия являются весьма характерными. Они у него раскрываются в неразрывном единстве.
С. является сторонником оттоманской культуры и противником пантюркизма и пантуранизма. Поэзия слабее его прозы. Ряд его произведений сыграл положительную роль в докемалистской Турции.Из европейских писателей С. больше всего ценил В.
Гюго и С. Прюдома, особенно за их религиозные идеи. Несмотря на то, что С. умер всего 12 лет назад, он для современной Турции уже устарел.
Библиография: I. Астани тарихде (На пороге истории); Елджезире мектублары (Письма из Алжира); Ики иттифакын тарихчеси (История двух союзов); Пьер Лоти Хитабеси (Речь Пьера Лоти); Чалынмыш yльке (Похищенная страна); Хазрети Исайе ачык мектуб (Открытое письмо Иисусу Христу); Фюзули (литературно-историческая книга о великом поэте); (Лебиан касрынын сахибеси (Владетельница Лебнакского дворца большой рассказ, перев. с франц.); Виктор Гюгонун бир мектуби (Одно письмо В. Гюго) и мн. др.
II. Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Хикмет И., История турецкой литературы, ч. 3, Баку, 1925.
.