Литературная энциклопедия - винчевский
Связанные словари
Винчевский
Вскоре В. становится редактором журнала «Asifas-Chachomim», который сам заполняет, помещая под различными псевдонимами стихи, рассказы, статьи, проникнутые социалистическими идеями и направленные против националистических писателей. В этом журнале он также публикует прославившие его «Мысли сумасшедшего философа». Под маской сумасшедшего ему удается обойти цензуру и пропагандировать социалистические идеи.
Переведенные на еврейский язык («идиш») «Мысли сумасшедшего философа» неоднократно переиздавались и сыграли большую роль в популяризации социализма среди еврейских рабочих. После издания в Пруссии «закона против социалистов» В. арестовали (1878); он просидел несколько месяцев в тюрьме, а затем был выслан. Из Пруссии он выехал в Лондон, где вступил в «Коммунистический союз рабочих», основанный Марксом и Энгельсом; в 1884 организовал первую еврейскую социалистическую газету «Dos Poilische Judel», опубликовал первую еврейскую социалистическую брошюру «Jehi Oir» (Да будет свет) и принимал ближайшее участие в издании журнала «Arbeiter Freund», на страницах к-рого впервые выступил под псевдонимом Мориц Винчевский. В 1894 В. переехал в Нью-Йорк, где к тому времени уже образовался значительный еврейский рабочий центр. Здесь В. начал борьбу против делонистских реформистских деятелей рабочего движения и, как лидер левой оппозиции, создал газету «Форвертс» (1897) и стал во главе ее. Одно время В.редактировал журнал «Zukunft». В этих органах В. печатался до тех пор, пока они не стали скатываться к реформизму и не превратились в желто-социалистические. Уже глубоким стариком В. порвал со своими бывшими соратниками, изменившими рабочему классу, и перешел в коммунистическую партию.Автор многих томов статей, фельетонов, драм, проникнутых единой идеей борьбы за торжество социализма, В.
вошел в историю еврейской литературы как пролетарский поэт. Его поэзия насквозь социальна. Проникнутая пафосом борьбы, она чужда националистических ламентаций, столь характерных для многих даже радикальных еврейских поэтов его времени. Произведения В. были чрезвычайно популярны среди еврейских рабочих, многие из его стихотворений распевались, и под их звуки еврейские рабочие шли на демонстрации.
Творчество В. развивалось в Лондоне и Нью-Йорке, где еще только создавались еврейские центры и где вчерашние ремесленники, мелкие лавочники, местечковые бедняки царской России, составлявшие основную массу эмиграции, впервые чувствовали гнет капитализма, приобщаясь к крупногородской жизни. Последняя резко отличалась от их прошлого, от их жизни в местечках Польши, Литвы и Украины, не только по своему социальному характеру, но и по культуре и языку. Эти массы здесь только еще начали строить свою светскую культуру. Вот это отсутствие культурных традиций, прессы, литературы, где жизнь, переживания рабочих в условиях капитализма и социалистические идеи нашли бы свое освещение, сказалось на творческих возможностях В. Пионер в создании политического яз., пионер в области социалистической мысли, В. чрезвычайно элементарен по форме. Его язык несвободен от неассимилированных германизмов и англицизмов; его рифма примитивна и однообразна, лексика ограничена.Винчевский сам это сознавал и не раз говорил, что он не поэт, а борец. Но огромный темперамент бойца сообщил его стиху исключительную простоту и сделал его столь действенным; ему же обязан В. своим влиянием на еврейские массы и на последующую еврейскую революционную поэзию. В 1923 В. была назначена советским правительством пожизненная пенсия.
В 1924 В. посетил СССР, где был с большой торжественностью принят рабочими массами. Многие еврейские культурные учреждения были названы его именем. В настоящее время В. живет в Америке, где прошла вся его революционная творческая жизнь.Библиография:
I. Kampfs Gesangen, с предисл. Ш. Агурского, Минск, 1924; Erinnerungen, M., 1926; Gesamelte Werk, N.-Y., 1927-1928.
II. Burgin H., Di Geschichte fun der idischer arbeiter Bewegung, N.-Y., 1915; Reisin Z., Leksikon fun der idischer Literatur, Presse un Philologie, т. I, Вильно, 1926; «Idische Literatur», Chrestomatie fun Literatur un Kritik, т. I, Киев. .