Литературная энциклопедия - вийон
Связанные словари
Вийон
В. умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его произведений (крайне неисправное).Биография и творчество более тесно связаны у В., чем у какого бы то ни было поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к к-рому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества В.
Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика В. построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях В.Он реалист в том смысле, что в его поэзии большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» дается в бурлескном (см. Бурлеска) преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается лирическими отрывками, более или менее обособленными (тут сказалось влияние поэта XIII в.
Рютбёфас его пародийным «Завещанием осла» (Testament de lasne)). Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV-XV вв. баллада у В. также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Pere Noe» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т.под.; в эпизоде с «Прекрасной оружейницей» (там же) поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела к-рых гниют, глаза к-рых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее особенно характерно для В.
; оно носит чисто субъективный характер). Свои лучшие лирические пьесы В. создал в этой манере. Назовем знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «je connais» «я знаю», рефрен же «je connais tout, fors moi-meme» «я знаю все, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где В. пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» «смеюсь сквозь слезы»), «Dialogue entre le cour et le corps» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времен, в «Testament», с рефреном «Mais o sont les neiges dantan?» «но где же прошлогодний снег?»). Наконец любопытна помещенная в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери В., простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament». Все перечисленные черты творчества В. отражают его социальный облик облик буржуа XV в., обладающего образованием (по современной терминологии «интеллигента-горожанина»), но ставшего «босяком», оторвавшегося от своего класса, своеобразного «беспочвенника» (dracine), как говорил впоследствии Баррес , чувствующего неизбежность своего «падения». Отсюда его пессимизм, раздвоенность и контрастность его творчества. В. почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, в картинах нищеты, порока, к-рых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах). Сильное влияние на реализм и пародийность В. оказали поэты-буржуа XIII-XIV вв. (Рютбёф, Ж. де Мён автор «Романа о розе»), фаблио, а также, как доказано в последнее время, фламандский фольклор с его натурализмом; на философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV в. (Эст. Дешан, Кр. де Пизан, Ал. Шартье). В свою очередь, громадное влияние В. оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Раблэ), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII в. (Матюрен Ренье, Ла Фонтен, отчасти Мольер). С похвалой отзывались о В. Буало и Вольтер; в XIX в. В. поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий В.; среди парнасцев особенно близки к В. по характеру своей поэзии Ж. Ришпэн, М. Роллина; немало общего с В. у Верлена и его друга Трист. Корбьера. Своей популярностью в Англии В. обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону. В XX в. В. посвящены крупные художественные произведения: новелла Эдшмида «Herzogin» (1912) (сб. «Timour», перев. на русск. яз. М. Елагиной, Гиз, М. Л., 1923) и роман Ф. Карко «Le Roman de Francois Villon» (1926) (есть русск. перев.).Библиография:
I. Из многочисленных русских переводов лучший Эренбурга И.
Г., Отрывки из «Большого завещания», баллады и разные стих. Ф. Вийона, изд. с введением переводчика, М., 1916. Лучшие комментированные издания В.: Thuasne, P., 1923; Dimier L., P., 1927.
II. Веселовский Ю., Фр. Вийон и его значение в истории французской поэзии, Журн. МНП., 1897, VII; перепеч. в его «Литературных очерках», т. I, изд. 2-е, М., 1910; Мандельштам О.
, «О поэзии», Л., 1928 (ст. о Вийоне); Gautier Th., Grotesques, P., 1844; Stevenson R. L., F. Villon, L., 1891 (на англ. яз.; франц. перев. в журн. «Europe», P., 1928); Gaston Paris, F. Villon, P., 1901; Champion P., Villon, P., 1913; Его же, Histoire poetique du XV-е siecle, t. II, P., 1924. .