ЗЕЛИНСКИЙ Корнелий Люцианович (1896-) современный литературовед. Сын инженера, окончил московскую 4-ю гимназию и философское отделение Московского университета; после Октябрьской революции работал в «Известиях кронштадтского совета» и в других советских изданиях, был секретарем Малого Совнаркома Украины. Член Исполбюро Федерации советских писателей и редколлегии
издательства «Федерация». З. является одним из главных руководителей русского лит-ого конструктивизма , организатором ЛЦК («литературного центра конструктивистов»), его основным теоретиком и литературным критиком.
Конструктивизм для З. не является только лит-ой школой, значение его гораздо шире. З. расценивает его как общее мироощущение нашей «переходной к социализму» эпохи: «Это
стиль эпохи, ее формирующий принцип, который мы найдем во всех странах нашей планеты, где есть человеческая культура, связанная теми или иными путями с культурой мировой». Этот стиль заключается в исключительном росте техники, подчиняющей природу человеку все больше и больше, в явлении «грузофикации» (т. е. в том, что единица силы выполняет все возрастающее полезное действие), обусловливающем максимальное развитие организации человеческого общества. Выражением такой «грузофикации культуры», ее «организационного настроения» и является лит-ый конструктивизм, выдвигающий на первый план грузофикацию поэзии и ее единицы слова смыслом; отсюда исключительное внимание З. к «смысловой доминанте» произведения его теме и учение о функциональном подчинении теме всех компонентов произведения, о максимальной его организованности и т. д. Это учение Зелинский развертывает в своеобразную систему поэтики («Поэзия как смысл»), кладущую в основу именно логический смысл произведения, понимаемый уже как формальный элемент произведения, и приближающуюся к формалистическому толкованию лит-ры. Являясь отражением настроений советской технической интеллигенции, работы З. страдают гипертрофированием роли техники и недостаточным вниманием к моментам классовой борьбы (хотя З. и отмечает принципиальное качественное отличие макдональдовского капиталистического конструктивизма от советского социалистического конструктивизма эпохи диктатуры пролетариата). Отсюда преувеличение роли конструктивизма в литературе, интерпретация его творческих принципов как всеобщих и т. д. Взгляды его (о них подробнее см. «Конструктивизм») вызвали в связи с этим ряд резких откликов на страницах печати.
Библиография:
I. Сб. «Мена всех», М., 1924; Конструктивизм и поэзия, сб. «Госплан лит-ры», М., 1925; «Госплан лит-ры», и «Нот художественного языка», сб. «Бизнес», М., 1929; Конструктивизм и социализм, журн. «Октябрь», 1929, № 6; Бод, газ. «Читатель и писатель», 1928, № 4; Попутчик или сопролетарский писатель; Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме, изд. «Федерация», М., 1929.
II. Ольховый Б., Заметки читателя, журн. «Революция и культура», 1929, № 6; Вардин, Идеологическая платформа конструктивизма, журн. «На лит-ом посту», 1929, №№ 9 и 10; Малахов С., Теория конструктивизма, «Печать и революция», 1929, № 4; Поэтика и методология конструктивизма, «Печать и революция», 1929, № 8; Ольховый, О попутничестве, «Печать и революция», 1929, № 5; Горелов, Философия конструктивизма, «Звезда», 1929, № 8; Розанов Ив., Русские лирики, ч. 1, «Никитинские субботники», М., 1929.
III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.