Геологическая энциклопедия - монументальный камень
Связанные словари
Монументальный камень
Начало использования г. п. в качестве M. к. восходит к первобытному обществу (менгиры, культовые статуи и т.п.). Широкое применение природного камня в монументальном искусстве характерно для Древнего Востока, в частности Древнего Египта (сфинкс в Гизе), a позднее для искусства античной Греции (скульптура афинского Акрополя) и Древнего Рима (колонна Траяна). Co значит. расцветом этого вида искусства в эпоху итальянского Возрождения распространение в качестве M. к. получает каррарский и пентиликонский мраморы (статуя Давида работы Микеланджело и др.). B России широкое использование M. к. связано c pyc. классицизмом 2-й пол. 18 нач. 19 вв. (работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, B. И. Демута-Малиновского, И. П. Мартоса и др.). C 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды, обусловивший расширение области использования M. к. (работы скульпторов и архитекторов B. И. Мухиной, A. B. Щусева, И. Д. Шадра и др.). K числу наиболее выдающихся монументальных сооружений из камня, созданных в сов. время, относятся: Мавзолей B. И. Ленина в Москве (стр-во каменного Мавзолея в 1929-30) мрамор, порфир, гранит, лабрадорит, габбронорит, кварцит; памятник Воинам Сов. Армии в Трептов-парке в Берлине (1947-49) гранит; Могила Неизвестного солдата в Москве (1967) гранит, лабрадорит, кварцит; памятник Героическим защитникам Ленинграда (1975) гранит.
M. к. добывают выборочным методом на м-ниях облицовочного камня, разрабатываемых на блоки; в отд. случаях производится спец. разработка м-ний на M. к. или для его добычи выделяют спец. участки на карьерах облицовочного камня. K M. к. предъявляются повышенные требования в отношении монолитности, блочности, физ.-механич. свойств, декоративности, долговечности. M. к. не должен иметь трещин, быть неоднородным. Прочность изверженных г. п. не ниже 100 МПa, твёрдость по Moocy не менее 7, теоретич. долговечность не менее 250 лет. Гранит для скульптуры должен обладать также определёнными цветовыми и текстурными качествами, однородностью цвета и структуры, способностью пластически обрабатываться, хорошо полироваться, иметь мелколибо среднезернистую структуру. Требования к статуарному мрамору: монолитность, чистота тона, мелкозернистость, совершенно белый цвет (либо c равномерным тёплым тоном), хорошая светопроницаемость, лёгкая обрабатываемость. Известняк, предназначенный для скульптурных работ, должен иметь прочность на сжатие не менее 20 МПa, легко поддаваться пластич. обработке скарпелями и широкими троянками.
Литература: Одноралов H. B., Скульптура и скульптурные материалы, 2 изд., M., 1982.Ю. И. Сычёв.