Сексологическая энциклопедия - античность греческая
Связанные словари
Античность греческая
Кроме того, имелась коммерческая проституция, предоставлявшая услуги как мальчиков, так и девушек, которые чаще всего помещались в бордели. По законам Солона (между 640 и 635 ок. 559 до н. э.), любовь к юношам разрешалась, но дети имели правовую защиту, а рабам запрещалось иметь половые отношения со свободнорожденными мальчиками. Правда, эти постановления относились только к Афинам. О женской гомосексуальности того времени известно относительно немного. Женщин, вступавших в однополые сексуальные связи, называли трибадами, от греческого слова "tribas" "тереть". О том, что практика лесбийской любви тогда была хорошо известна, свидетельствуют частые изображения искусственных членов, так наз. олисбосов, которые предназначались как для самоудовлетворения, так и для стимуляции партнерши (инструменты для мастурбации). Говоря о любви между женщинами, чаще всего вспоминают греческую поэтессу Сапфо (Сафо; 7-6 вв. до н.э.), которая родилась и жила на острове Лесбос. Она считалась патронессой такой любви, и с тех пор название острова стало определением женской гомосексуальности.
Особенным было отношение к наготе. Почти все статуи того времени это обнаженное тело. Мужские гениталии не прикрывались, будучи символом плодородия и продления рода. Поэтому столь распространенным был фаллический культ. Хотя в античной скульптуре пенис всегда открыт и показан, но он вовсе не является и не претендует быть фаллосом и не занимает центрального места в мужском телесном каноне. Как пишет известный английский искусствовед Кеннет Довер, то, что мальчик или юноша имеет прямой и заостренный пенис, символизирует его способность стать воином; маленький пенис подчеркивает контраст между юношей и взрослым мужчиной, уподобляя его контрасту между женщиной и мужчиной; а закрытая головка знак скромности, зависимости, отказа от собственной сексуальной инициативы. То, что художники сделали юношеский пенис образцом также для мужчин, героев и богов, частный случай культа молодости. Примитивный, гипертрофированный фаллицизм принципиально несовместим с греческим идеалом гармонии.
Так же почиталось и женское тело. Либерализм в отношении почти всех проявлений сексуальности виден и в оценке мастурбации, которая воспринималось как способ сексуального самоудовлетворения в отсутствие партнера или партнерши. Однако взрослые мужчины не должны были делать это основным способом удовлетворения, а должны были бы искать партнера. В то время как имели место очевидные случаи эксгибиционизма и зоофилии, ничего не известно о садомазохизме, который, очевидно, был маргинальным явлением.