Сексологическая энциклопедия - античность римская
Связанные словари
Античность римская
Анальный акт был делом обычным, однако с уважением относились только к активному партнеру, а над пассивным насмехались и издевались. Об этом сообщают римские поэты Ювенал и Катулл. Основанием для столь разного отношения служило то, что активность считалась мужской чертой, а пассивность женской, причем последняя интерпретировалась в смысле «бабья», «позорная». Речь шла прежде всего об анальном сношении мужчин. Анальный акт с женщиной, очевидно, чаще всего происходил в отсутствие партнера-мужчины или потому, что узкая прямая кишка давала мужчине большее возбуждение, чем слабое влагалище. Во всяком случае, наряду с бесчисленными восхвалениями анального контакта в его адрес звучала и критика. Так, Ювенал спрашивает: «Разве легко и удобно просовывать член в задний проход, как подобает, и натыкаться там на вчерашнюю еду?» Предпочтительными партнерами для активного при анальном сексе мужчины, педикатора (paedicare изнасиловать мальчика), были гомосексуальные мальчики, основным достоинством которых кроме привлекательной внешности были хорошенькие, еще не покрытые волосами ягодицы. Появление волос на ягодицах обычно предупреждали или удаляли уже появившийся волосяной покров с помощью специальной косметики, т.к. это считалось отталкивающим. Не все эти средства были безопасными. Опаливание или использование горячей смолы могло привести к болезненным ожогам.
Кроме того, на сексуальное поведение влияло наличие рабов, которых либо покупали на рынке, либо привозили с собой из дальних стран (торговля девушками и женщинами). Бесправные, они находились целиком во власти своего господина и поэтому часто подвергались сексуальному насилию. Л. Шидревитц так пишет в «Истории нравов и обычаев пролетариата»: «Зажиточные и знатные нобили (патриции, дворяне) имели множество рабов для оказания самых интимных услуг, и некоторые половые извращения. считавшиеся грязными, были позорными для свободного мужчины потому, что именно рабы играли роль пассивной стороны».
Вызванный моральным беспределом многих римских императоров, их жен и царедворцев нравственный распад вел к тому, что с течением времени жизнь становилась все более развратной. Пример тому император Тиберий, питавший страсть к мальчикам. Во время совместного купания эти «рыбки», как он их называл, должны были плавать у него между ног и лизать или сосать его пенис и тем самым возбуждать его чувственность. Говорят, что императрица Мессалина была ненасытна в сексуальном отношении. Переодевшись служанкой, она посещала самые развратные бордели, чтобы отдаваться там всем мужчинам без разбора. Кроме того, у нее было множество любовников, которые должны были быть всегда готовыми выполнить ее волю, а тех, кто пытался уклониться, осуждала на смерть. Император Нерон с большой помпой женился на одном из своих любовников.
На фоне такой развращенности исключением были девственницы-весталки, принявшие обет почитания Венеры и в то же время целомудрия. Нарушившие этот обет искупали позор смертью: их живьем закапывали в землю.
Несмотря на отдельные попытки как-то обуздать безнравственность знати, распад римского общества продолжался, что подготавливало почву для принятия и распространения христианства, которое положило конец сексуальной распущенности, однако постулировало другую крайность отказ от чувственного удовольствия и аскетизм.