Энциклопедия эпистемологии и философии науки - я и не-я
Я и не-я
В реальности как в Я, так и в не-Я нас убеждает, по Фихте, не познание, а чувство: мы «верим» в реальность. Свои тезисы Фихте выразил в трех основоположениях своего «наукоучения» о безусловном полагании своего собственного бытия со стороны Л, о безусловном противополагании Я некоторого не-Я, а также о противополагании Я в самом себе делимого Я делимому не-Я. Различение Фихте Я и не-Я коррелировало с др. его оппозициями: идеализм/догматизм, свобода/необходимость, интеллигенция/природа, мужское/женское.
Трактовка Фихте Я и не-Я столкнулась с серьезными трудностями. В выведении всего из Я Фихте видел преодоление кантовского «догматизма» и его вещи-в-себе; однако для объяснения Я, равно как и для ответа на вопрос «откуда берется система представлений, сопровождающихся чувством необходимости?» (Там же. С. 481), он вынужден был ввести в свою философию не-Я, оказывающего «первотолчок» на Я, что для некоторых критиков явилось свидетельством возвращения кантовской вещи-в-себе. Уделяя главное внимание характеристике Я, Фихте не подверг детальной разработке не-Я, что в дальнейшем повлияло на становление натурфилософии Ф. Шеллинга, пытавшейся, помимо прочего, прояснить фихтеанское не-Я. Однако наибольшие трудности были связаны с трактовкой Фихте Я: как индивидуального человеческого Я, как некоего надындивидуального, трансцендентального Я, как абсолютного субъекта, как тождества субъекта и объекта, как божественного в человеке либо же как самого божества или Абсолюта. Разные сочинения Фихте давали повод для различных интерпретаций, тем не менее в поздний период Фихте все чаще рассматривал индивидуальное Я как проявление в сознании Абсолютного, творящего в нем мир вещей.
А.Н. Круглое
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009