Энциклопедия мифологии - адити
Адити
А. включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе» (X 72, 4-5), эпосе и пуранах А. дочь Дакши. (третья) и, следовательно, сестра Дити (ср. a-diti : diti) и Дану - родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у А. семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын Мартанда (РВ Х 72, 8-9), отвергнутый А., он же прародитель смертных Вивасват (Шат.-бр. III), родившийся без рук и без ног. Позднее А. приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына А. от Кашьяпы: Тваштар её одиннадцатый сын. Иногда А. характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи: А. жена Вишну (Вадж.-самх. 29,60= Тайтт.-самх. 7, 5, ЯВ) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика; А. дочь Дакши и она же мать его; однажды («Атхарваведа») А. выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4,1) упоминаются и её братья, А. (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты.
Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят А. в молитвах. Нередко использование А. в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях с землёй (РВ I 72,9; АВ XIII 1,38, и позже Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй; а в ритуале с коровой (РВ I 153,3; VIII 90,15; X 11, 1 и др.; Вадж.-самх. XIII 43, 49); ср. сопоставление земного Сомы с молоком А. в «Ригведе» (IX 96, 15).
Мифологических сюжетов с участием А. мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Ср. призыв А. к Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение А. серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. п. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (А. и семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. п.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания; правдоподобно предположение о том, что имя А. заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа.
Лит.: Hillebrandt A., Über die Göttin Aditi, Breelau, 1876; Leumann Е., Die Göttin Aditi und die vedische Astronomie, «Zeitschrift für Indologie und Iranistik». 1928, Bd в, S. 113; Pandit М. P.. Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958.
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)