Энциклопедия мифологии - мартанда
Мартанда
Он появился на свет безобразным, без рук и без ног, подобный шару. Сначала Адити бросает его, но потом приносит к себе. Старшие братья М. отсекают у него всё лишнее. Предполагается, что после этой операции М. стал солнцем (ср. древнеиндийские образы крылатого солнца, солнца как птицы, с одной стороны, и мотив птицы, рождённой из яйца, с другой). По-видимому не случайно, солнце называют сыном Адити (АВ XIII 2, 9, 37), а мотив бросания М. и его возвращения соотносится с мотивом заходящего и восходящего солнца. С М. связана идея умирания и нового рождения, определяющая, в частности, и границы временных членений. Эта преимущественно космологическая специализация М., видимо, объясняет обычное изъятие образа М. из сюжетов, связанных с Вивасватом.
Образ М. в конечном счёте восходит к мотиву мирового яйца (см. статью Яйцо мировое). Некоторые параллели, как, например, с древнеиранским Гайомартом (букв. «живой-мёртвый») или со славянским «мёртвым» яйцом («яйцо, в котором заключена смерть Кощея») в одном варианте или мотивом яйца жар-птицы в другом, позволяют говорить не только о генетических связях указанной древнеиндийской мифологемы («солнце из мёртвого яйца»), но и о реконструкции её более древней индоевропейской формы.
Лит.: Топоров В. Н., К реконструкции мифа о мировом яйце. в кн.: Труды по знаковым системам, т. 3. Тарту, 1967; Schröder L. von Der siebente Âditya, «Indogermanische Forschungen», 1912, Bd 31, S. 178-93 Lommel Н., Kâvya Uºan, Der Welt-Ei Mythus im Rig-Veda, в сб.: Mélanges de linguistique offerts a Charles Bally, Gen., 1936 его же, Vedische Einzelstudien. 1. Syâvâúva 2. Saraòyũ, «Zeitschrift der deutshen Morgen landischen Gesellschaft.. I960, Bd 99, Н. 2 его ж e, Der Mythus von Vivasvat und Saranyu там же; Bosch F. D. K., The golden germ An introduction to Indian Symbolism, 's-Graven hage, I960; Hotfmann K., Martanda und Gayomart, в его кн.: Aufsätze zur Indoiranistik, Bd 2, Wiesbaden, 1976, S. 422-38.
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)