в мифологии манусела (остров Серам, Восточная Индонезия) верховное божество,
демиург. А. в образе большого человека, излучающего сияние, восседает на вершине невидимой девятиступенчатой круглой
горы Оха, возвышающейся над одной из самых высоких
гор острова Муркеле. На нижних ступенях горы располагаются
солнце и
луна, многочисленные добрые
духи, помощники А. Всё сущее А. создал из собственных плевков. Создавая первых людей, А. дал им шесть заповедей: не прелюбодействовать, не красть, не убивать, не лгать. не перечить родителям, не давать ложных клятв. Каждого человека он наделил двумя душами, одна из которых (эфанаа) постоянно живёт в теле человека и имеет вид прозрачной фигурки с крыльями, а другая (акара) остаётся у А. После смерти человека эфанаа отправляется к А., встречая на пути различные препятствия (в зависимости от того, насколько она соблюдала при жизни заповеди А.). Акара служит ей проводником и заступником.
Образ А. как верховного божества сложился, очевидно, под влиянием индуистской и буддийской мифологии, в результате трансформации характерного для мифологии племён Восточной Индонезии образа небесного или солнечного бога (ср. Тувале, Упулере). Определённую роль в формировании образа сыграли также христианское и мусульманское влияния.
В мифологии ряда племён Индонезии верховное божество. Варианты имени божества: Джоу Лахатала у тобело (остров Хальмахера), Опо-Лахаталау буруанцев (остров Буру), Летала, или Латала, на восточном Флоресе, Маха-тала у даяков-нгаджу (южный Калимантан), Ала Тала у тораджей (остров Сулавеси). Все имена восходят к арабскому «Алла та алла».
Лит.: Boeder J„ Alahatala, Bamberger. [1948].
М. А. Членов.
(Источник: «Мифы народов мира».)