Энциклопедия мифологии - дагомейская мифология
Дагомейская мифология
Главой развитого политеистического пантеона в мифах фон выступает Маву-Лиза - «небесное» божество с недостаточно отчётливо выраженными качествами (deus otiosus); более чётко вырисовывается его функциональная роль: он вождь пантеона и прародитель (согласно другим вариантам мифа о сотворении мира, прародителем являются Айдо-Хведо, Нана-Бу луку). Главенство Маву-Лиза в значительной мере номинально: он передал управление природой, людьми произошедшим от него богам, за каждым из которых закреплена определённая, всегда конкретная область деятельности (ср. Олорун, Имана, Катонда, Вамара). Эти, стоящие на второй ступени иерархии, боги возглавляют соответствующие пантеоны богов земли (Да Зоджи), грома (Хевиозо), моря (Агбе) и др.; им подчинены их дети младшие божества, имеющие чётко очерченные обязанности и положение, фактически осуществляющие власть (напр., пантеон, возглавляемый Хевиозо, составляют его сыновья: Аден, Аколомбе, Аджаката, Гбвезу и др., см. Хевиозо). Каждый пантеон имел у фон своё жречество и своих посвящённых.
Лит.: Соrnеvin R., Histoire du Dahomey, Р., 1962; его же, Le Dahomey, P., 1965; Fоrbеs F. F., Dahomey and the Dahomans, v. 1-2, L., 1966; Hazoume P., Le pacte de sang au Dahomey, P., 1937; Herskovits М. J., Dahomey, An ancient West African kingdom, v. 2, N. Y., 1938; Herskovits М. J. and F. S., Dahomean narrative, Evanston. 1958.
Е. С. Котляр.
(Источник: «Мифы народов мира».)