(евр. gog w
e ma-gôg), в
эсхатологических мифах иудаизма и христианства, а также ислама (см. Йаджудж и Маджудж), воинственные антагонисты «народа божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других окраин населённого мира.
Имена «Гог» и «Магог» (обычно «Гог» имя предводителя и народа, «Магог» имя страны и народа) не сразу появляются в своём привычном соединении. Магог упомянут в Библии
как сын Иафета (Быт. 10,2; 1
Парал. 1, 5), родоначальник-эпоним какого-то северного по отношению к Палестине народа, поставленного в связь с мидянами и киммерийцами. В «Книге Иезекииля» Гог -князь Роша, Мешеха и Фувала (канонический текст Библии добавляет «в земле Магог», в чём современная текстология склонна видеть интерпретирующую интерполяцию, впрочем, верную по смыслу, ибо она даёт
тот же образ враждебного кочевого севера, что «Рош, Мешех и Фувал»); Гог поведёт рать конников «от пределов севера» в союзе с другими народами, и произойдёт это «в последние дни», когда
Израиль вернётся из пленения и будет жить «безопасно»; сам
Яхве выступит против Гога, произведёт страшное землетрясение, поразит «на горах израилевых» войска Гога и пошлёт
огонь на землю Магог (Иезек. 38-39). Позднеиудейская традиция прямо связывает нашествие Г. и М. с пришествием
мессии и
страшным судом, объединяя эсхатологические катастрофы в понятии «родовых мук» мессианского времени (раввинистические авторитеты спорили, займёт ли совокупность этих событий 7 лет, 12 месяцев или другой срок). В новозаветном пророчестве имя «Гог» понято как обозначение народа, что не противоречит первоначальному смыслу (перенос этнонимических обозначений на царя и обратно норма архаической семантики), а нашествие Г. и М. приурочено к истечению сроков тысячелетнего царства, когда
сатана выйдет из заточения (характерен мотив прорыва запертых до времени сил зла, присутствующий и в мусульманской версии); придя с «четырёх углов земли», Г. и М. в неисчислимом множестве окружат «стан святых и город возлюбленный», но будут пожраны огнём с небес (Апок. 20, 7-9).
Среди множества предположений относительно этимологии Г. и М.: название страны Магог возникло из аккад. названия «страны Гугу» mâtGûgu; Гог у Иезекииля ассоциируется с царём Лидии Γυγης (Herodot. I 8, 14). Иудейская учёность эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога (соответственно Г. и М.) со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидянами и парфянами; византийцы сопоставляли Г., «князя Роща», с русскими («Рош» транскрибируется по-гречески как Ros); с 13 в. Г. и М. ассоциировались с татаро-монголами.
Лит.: Aalders J. G., Gog en Magog in Ezechiel, [Amst.], 1951; Gerleman G., Hesekielsbokens Gog, «Svensk exegetisk Årsbok», 1947, t. 12; Myres J. L., "Gog" and the danger from the North in Ezekiel, «Palestine Exploration Fund Quarterly Statement», 1932, t. 64; Fohrer G., Die Propheten des Alten Testaments, Bd 3, Gütersloh, 1975.
С. С. Аверинцгв.
(Источник: «Мифы народов мира».)