[Ил (угарит. 'i1, финик. '1), Эл (финик. '1, иврит. 'е1), Илум, Илим, Элим (угарит. 'ilm, финик. 'lm), Элоах,
Элохим (иврит. 'älôãh' 'älôhîm); первоначально «сильный», «могучий», приняло значение «бог»], древнесемитское верховное божество. В западносемитской мифологии верховный
бог,
демиург и первопредок. Основные сведения об
И. содержатся в угаритских текстах, но почитался он (на раннем этапе), видимо, во всём западносемитском ареале. И.отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство.
Один из ветхозаветных вариантов предания о сотворении мира словом Элохима восходит, вероятно, к ханаанейскому, обработанному жречеством, мифу.
Как владыка мироздания, создатель вселенной, протяжённой во времени и пространстве, И. «отец (царь) годов» [ср. в иудаистической мифологии именование бога «Рибоно шел олам» («владыка вечности»), основанное на тех же представлениях]. Живёт И. «у источника
Реки, у истока обоих Океанов», т. е. в центре мироздания (возможно, локализовавшемся у источника Афка на Ливане). И.
олицетворение плодоносящего
начала, бог плодородия, и, как таковой, именовался быком. Он, в частности, вступает в священный брак (воспроизводившийся в угаритском храмовом действе), от которого родились
боги Шалимму и Шахару, что повлекло пробуждение всех сил природы. И. возглавляет совет всех богов его детей. Супруга и дочь И. мать богов
Асират. И. предстаёт как добрый, мудрый и милосердный старец. Боги действуют только с дозволения И., однако он стар и слаб, и ему иногда угрожают силой [так,
Анат добивается его разрешения построить дом для
Балу (Алиййану-Валу)]. Отличительные черты И. пассивность, бездеятельность; он, прежде всего, символ высшей
власти. В угаритском списке богов И. предшествует «Илу отцовский» ('il'ib), вероятно, его отец, которого И. свергает (позднее в других местностях отцом И. считался, очевидно,
Баалшамем - владыка неба). Но и И. постепенно теряет фактическую власть. Как верховный бог И. изображался в виде величественного длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами, принимающим жертву и благословляющим жертвователя, а также в образе быка.
К 1-му тыс. до н. э. культ И. постепенно вытесняется культами местных божеств. В иудейском доиудаистическом пантеоне образ И. (Эла) уже в 1-й половине 1-го тыс. до н. э. сливается с образом Йахве (см. Йево). Однако следы представлений об И. верховном божестве, возглавляющем совет богов, сохранились и в Библии (Пс. 81).
В эллинистический период И. отождествлялся с Зевсом и Кроносом, реже с Ураном. По финикийской теогонии Санхонйатона Филона Эл-Крон (И.) сын Урана-неба (Баалшамема?) и Геи-земли (Арцай, см. в ст. Балу), брат Дагона. Он восстаёт против Урана и побеждает его, от него рождается новое поколение богов. Известен финикийский миф о том, как Крон (Эл) принёс в жертву Урану (Ваалшамему) своего сына (см. Молох). Элиун (финик.), или (на иврите) Эльон ('lyn, «всевышний»), являющийся, согласно теогонии Санхонйатона Филона, отцом Урана и Геи (его супруга Берут) и растерзанный диким зверем, на раннем этапе, очевидно, выступал как ипостась И. (возможно, просто его эпитет); он считался, наряду с Шалимму, богом-покровителем Иерусалима.
И., вероятно, тождествен аморейский бог Лим (lim), известный по теофорным собственным именам. В Месопотамии И., очевидно, соответствует Марту. Сказания об И. (Элькунирши) проникли в хеттскую мифологию.
И. Ш. Шифман.
В йеменской мифологии «Ил», видимо, не имя бога (И.), а нарицательное «бог». Вероятно, божество с этим именем не почиталось в Древнем Йемене. Но образ древнесемитского И., возможно, сохранился под несколькими именами, очевидно, первоначально заменявшими его имя, ставшее, по-видимому, запретным и впоследствии забытое: Алмаках, Вадд, Амм, Син. Вероятно, боги с этими именами считались в Йемене ипостасями древнего И.
Лит.: Луидин А. Г., «Дочери бога» в южноарабских надписях и в Коране, «Вестник древней истории», 1976, № 2, с. 124-31; Loundine A. G., «Il très-Haut» dans les inscriptions sud-arabes, «Le Museon», 1963, t. 76; Oldenburg U., Above the stars of El, «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», 1970. Bd 82, Н. 2.
А. Г. Л.
(Источник: «Мифы народов мира».)