Энциклопедия мифологии - нум
Нум
По представлениям ненцев и селькупов, Н. демиург, находящийся в отдалении от созданного им мира (часто обитающий на седьмом ярусе неба) и управляющий им при помощи других божеств и духов. Н. часто отождествляется (или отождествлялся ранее) с самим небом (на это указывают употребление слова Н. в значениях «небо», «погода», идиомы «Н. кричит» «гром гремит», «огонь Н.» молния, «подол Н.» радуга и т. д.). По некоторым ненецким мифам, жена Н. старуха-покровительница Я-небя (Я-мюня), в селькупских мифах часто упоминается сын Н. Нун ия, нередко отождествлявшийся с Ичей. В ненецких мифах сыновьями Н. называются Нга (в других мифах свояк Н.), Минлей, духи хэхэ. По некоторым данным, у ненцев с Н. отождествлялся бог покровитель оленеводства Иилебям пэртя («Ведающий богатством стадом»).
В ненецкой мифологии сильно развит мотив противоборства Н. и Нга. Известен миф об их борьбе за небесные светила. Некогда Нга пожаловался свояку Н. на темноту нижнего мира, вследствие которой он постоянно натыкается на острые углы своего жилища семь слоев вечной мерзлоты, и Н. подарил ему для освещения солнце и луну. Однако без света стали гибнуть люди и животные на земле, и Н. по совету богов отправился в гости к Нга, чтобы хитростью вернуть светила. Воспользовавшись тем, что Нга оказался не в силах выполнить его просьбу: отдать свою тень, которая стала бы собеседником Н. в его скучной жизни на небе, Н. отобрал подаренные ранее светила и возвратил их на небо. В космогонических мифах Нга крадёт у Н. зачаток земли ком глины, делает человека творение Н. смертным и т. д. Гроза нередко интерпретировалась как битва Н. и Нга. Антагонизм Н. и Нга нашёл отражение и в ритуалах принесения им жертв: Н. посвящался белый олень, которого убивали на высоком месте, обратив головой на восток, а Нга тёмный олень или собака, которых приносили в жертву, поставив головой на запад, обычно позади чума.
Е. А. Хелимский,
(Источник: «Мифы народов мира».)