(пань, «блюдо»,
гу, «древний»), в древнекитайской мифологии первопредок, первый человек на земле. Мифы о П.-г. зафиксированы письменно только в 3 в. н. э.
Как предполагают китайские учёные, образ П.-г. первоначально возник у родственных китайцам южных племён предков современных народов мяо и
яо. Согласно «Сань у ли цзи» («Исторические записи о трёх правителях и пяти императорах») Сюй Чжэна (3 в. н. э.), вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился П.-г. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало
небо, а мутное (инь) землю (см. Инь и ян). П.-г. вырастал на 1 чжан (ок 3 м) в день. Так продолжалось 18 тысяч лет. П.-г. вытянулся до гигантских размеров расстояние, на которое небо отстоит от земли (90 тысяч ли, т. е. около 46 тысяч км). По другим средневековым источникам,
смерть П.-г. и части его трупа
дали начало конкретным космическим явлениям и элементам рельефа (в основе этих представлений лежит концепция о единстве макрои микрокосма). Дыхание П.-г. стало ветром и облаками, голос громом, левый
глаз солнцем, правый луной, четыре конечности и пять частей тела четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь реками, жилы и вены дорогами на земле, плоть почвой на полях, волосы на голове и усы созвездиями, растительность на теле травами и деревьями, зубы и кости золотом и каменьями, костный мозг жемчугом и нефритом, пот дождём и росой. После смерти П.-г. паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. По другим записям, в древности ясную погоду объясняли хорошим настроением П.-г., а плохую дурным (проявление его гнева). Согласно древним верованиям, «душа» П.-г. захоронена в Наньхае. Как сообщал писатель Жэнь Фан (6 в.), в то время в Гуйлине (Южный Китай) был храм П.-г., где ему приносилась жертвенная
еда и совершались моления («Шу и цзи», «Записи удивительного»).
В позднесредневековые времена П.-г. изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения им неба от земли. Иногда П.-г. рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно которой, создавая вселенную, П.-г. неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке. Тогда государь повелел П.-г. исправить ошибку. П.-г. написал на левой ладони иероглиф «солнце», а на правой «луна». Вытянув вперёд левую руку, он позвал солнце, потом вытянул правую и позвал луну. Так он повторил 7 раз, после чего солнце и луна поделили время суток между собой.
В позднем религиозном даосизме П.-г.один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы). Некоторые учёные (напр., Юань Кэ) непосредственно связывают образ П.-г. с образом первопредка народов мяо и яо Пань-ху или Паиь-ваном.
Лит.: Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 37-42.
Б. Л. Рифтин.
(Источник: «Мифы народов мира».)