(др.-инд. Pàœni-, букв. «пёстрая»), ведийский мифологический персонаж, женское божество, имеющее облик коровы, собственно божественная небесная
корова; само слово в единственном числе может обозначать и корову, и быка (по принципу «пятнистый», «пёстрый»), а во множественном числе относится к коровам, которые
дали Соме молоко для Индры (РВ I 84, 10-11; VIII 8, 19; 7, 10; 58, 3). П. жена
Рудры; из своего сияющего вымени она произвела на свет сыновей марутов, божеств
бури и ветра (II 34, 2), называемых поэтому prœnimatârah, «имеющие
Пришни матерью» или даже просто gomatârah, «имеющие корову матерью» (I 23, 10; 85, 3; VIII 20, 8 и др.; АВ V 21, 11). Не раз упоминаются в «Ригведе» вымя и молоко П., однажды (IV 5, 10) говорится о её тайном укрытии (вымени ?). Обычно образ П. понимается
как метафора пёстрой (во всяком случае, неоднородной по цвету) грозовой тучи, иногда пламенеющих туч (рождённые П.
маруты не случайно сравниваются с огнями, ср. VI 66, 1-3), уподобляемых разбухшему вымени. Вообще с П. связана символика воды как плодородной
силы. Так, в одном из гимнов «Ригведы» (VII 35, 13) П., называемая «богохранимой», восхваляется вслед за другими персонификациями вод (в частности, подземного царства):
Аджа Экапад, Ахи Будхнья, Океан,
Апам Начат; ср. также название
реки Pàœni (другой вариант Parusni). Эта особенность П. позволяет с уверенностью ввести П. в
круг божеств, связанных с плодородием, и наметить её мифологические связи и аналогии.
Так, оказывается возможным сопоставить имя П. с глаголом, обозначающим разбрызгивание воды, порошение дождя (ср. хетт. рарраrš-, тохар, papärs-, чеш. prsĕti и др.), с сербской Прпорушей. Разумеется, следует иметь в виду и другие аналогии как внутри древнеиндийской мифологии [само имя Prsni носят несколько женских персонажей: так, о Деваки, жене Васудевы и матери Кришны, говорится, что она была рождена вновь как Пришни; ср.
также мифологический персонаж Пришнигу Pršnigu-, собств. «имеющий пёстрых коров», РВ I, 112, 7; название племени, враждебного ариям, VII 18, 10], так и в ближайшей родственной иранской мифологии (ср. авест. Paršat-g д uš, «обладающий пёстрыми коровами» в соотнесении с вед. pàšad-aœva-, «обладающий пёстрыми конями»).
Д. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».
) .