(др.-инд. Purusa, букв. «человек»), в древнеиндийской мифологии
первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская
душа, «Я»; в некоторых философских системах (напр., санкхья) П. вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с
пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). П. посвящён гимн в «Ригведе» (X 90). Для П. характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его все существа, три четверти бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от П. родилась
Вирадж, а от неё П.) и ряд особенностей
как первожертвы. Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации: рот -> брахманы жрецы, руки -> раджаньи или кшатрии воины, бёдра -> вайшьи земледельцы, ноги -> шудры низшее сословие (отражение сословной структуры варн); дух ->
луна,
глаз ->
солнце, уста -.
Индра и
Агни, дыхание->
ветер, пуп -> воздушное
пространство,
голова ->
небо, ноги ->
земля, ухо-> стороны света и т. д. Тем самым П. стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он
тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» «быть многим». Расчленение П. создаёт новый тип космической организации вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы П. в «Атхарваведе» (X 2), «Шатапатха-брахмане» (VI 1, 1, 8), упанишадах (ср. особенно «Айтарейя-упанишаду») в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению П. (ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса.
Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений: П. это Праджапати, Праджапати это год, этот П. тот же самый как в эфире, так и в небе (Джайм.-бр. II 56); П. время (Гоп.-бр. V 23); П. на солнце, на луне..., он жизнь, он Праджапати (Джайм.-бр. II 62). Далее П. идентифицируется с Брахманом (ср. Шат.-бр. Х б, 3, 2). В упанишадах П. жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда П. отождествляется с Атманом). Таким образом, П. постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции П. передаются другим персонажам (ср. видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране»: древний П. и Вишну-Нараяна или П. как имя Брахмы).
Лит.: Топоров В. Н., О структуре некоторых архаических текстов, в сб.: Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1971; Weber A., Über Menschenopfer bei den Indern der vedischen Zeit, в его кн.: Indische Streifen, Bd 1, В., 1868, S. 54-89; Brown W. N.. The sources and nature of purusa in the Purusasukta (Rigveda, 10. 91), «Journal of American Oriental Society», 1931, т. 51, № 2; Kirtel W., Der Asvamedha und der Pupusamedha, «Altund Neu-Indische Studien», 1951, Bd 7; Мus P., Du nouveau sur Bgveda 10.90?, в сб.: Indological studies in Honor of W. N. Brown, Hew Haven, 1962, p. 166-85; его же, Оu finit Purusa?, в сб.: Mélanges d'indianisme a la mémoire de I. Renou, P., 1968, p. 539-63.
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)