Энциклопедия мифологии - сурья
Сурья
В эпосе С. получает многочисленные новые наименования (Дхаумья перечисляет 108 из них, Мбх. III 3) и входит в значительное число сюжетов. Один из них связывает С. со злобным демоном Раху, преследующим его. С. в гневе грозит испепелить своими лучами весь мир. Богов охватывает страх, и Брахма велит Гаруде взять своего брата Аруну и поместить его на колеснице С., чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей С. Аруна становится колесничим С. и божеством утренней зари (Мбх. I). Сыном С. от Кунти был Карна («Махабхарата»); в эпизоде с участием С. и Джамадагни солнце спускается с белым зонтом, чтобы успокоить разгневанного мудреца (XIII 95). В «Рамаяне» С. включается в новые родственные связи; так, упоминается его жена Суварчала, сыновья Сугрива, Швета и Джьотирмукха. В одном из эпизодов Равана поднимается на небо и ищет поединка с самим С. (Рам. VII); С. принадлежит небесный конь Уччайхшравас, вышедший из амриты при пахтанье океана. Наблюдаются и некоторые сближения С. с Вишну. В частности, Лакшми, обычно выступающая как жена Вишну, иногда оказывается женой С.
Образ С. находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях; 2) Сурья (др.-инд. Sûryâ, жен. род), дочь солнечного божества Сурьи (см. 1) или Савитара. Ашвины - её мужья и, возможно, именно к ней должно относиться имя Ашвини. С. посвящён в «Ригведе» свадебный гимн (X 85), в котором описывается свадьба С. и Сомы.
Лит.: Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 87-90; Еhni J., Rigv. X, 85. Die Vermählung des Soma und der Sûryâ, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft., 1879, Bd 33, S. 166-76; Pandeу D. P., Sûryâ, Leiden, 1939. Вanerjea J. N., Sûryâ, Adityas and the Navagrahas, «Journal of the Indian Society of Oriental Studies», 1948, v. 19, p. 47-100;
Stietencorn von Н., Sâmba und die Sâkadvîpîya Brâhmana, Wiesbaden, 1966.
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)