Энциклопедия мифологии - траэтаона
Траэтаона
Мотив троичности присутствует во всех эпизодах мифа о Т. Трижды Т. обезглавливает дракона (трёхголового), его подвиг трёхкратен. На основании ряда авестийских фрагментов восстанавливается мифологический мотив освобождения Т. третьим из братьев (в «Шахнаме» два других Пормайе и Кеянуш), которые его предали, пленённых Ажи Дахакой сестёр Йимы Арнавач и Сахавач, на которых он женится.
В «Шахнаме» главный мотив поединка вводится в более широкий контекст: преследования Заххаком (Ажи Дахакой) Атибина (Атвйи), отца Фаридуна, рождение Фаридуна скитание в пустыне встреча с сёстрами Джамшида (Иимы) Арнаваз и Шахриназ победа над Заххаком освобождение сестёр (иногда говорится о дочерях Джамшида; в пехлевийских источниках упоминаются три сестры) испытание Фаридуном сыновей (их трое Салм, Тур и Эрадж) раздел мира между сыновьями [Салму достаются Рум и запад, Туру Чин (Китайский Туркестан) и Туран, Эраджу Иран и Арабистан] их междоусобная вражда убийство третьего (младшего) из них Эраджа (с этого начинается борьба между Ираном и Тураном) месть убийцам внуком Эраджа Манучехром смерть Фаридуна. Мифологическая в своей основе борьба Фаридуна с Заххаком «историофицируется» и вводится в рамки подлинных конфликтов иранцев с семитами (Заххак сын арабского царя). Вместе с тем происходит и процесс символического высветления и переосмысления двух противопоставленных друг другу персонажей: Заххак тиран и чужеземец-завоеватель, Фаридун тираноборец и освободитель. Наряду с этим в «Шахнаме» отражены и некоторые архаичные мотивы, позволяющие поставить вопрос о связи поединка с драконом с праздником нового года, ядро которого составляет инсценировка убийства чудовища [ср.в поэме мотив переодевания Фаридуна драконом, освобождение вод, символику дождя, прекращающего засуху, и т. п.], Т. и общеиндоевропейского образа «третьего сына» [ср. архаичный сказочный мотив AT 301 о предательстве братьев по отношению к третьему, самому младшему, о его путешествии по трём подземным царствам, встречах с тремя царевнами, поединке с трёх(и т.
д.) главым змеем, освобождении царевны, отыскании живой воды, спасении и женитьбе на царевне]. Из соответствий Т. в других мифопоэтических традициях особое место занимает древнеиндийский Три-та. Высказывается гипотеза (Д. С. Раевский) о соответствии Т. и Таргитая, первого человека скифской легенды (у Геродота) (ср. связь Т. с первочеловеком Йимой), отца трёх сыновей, чьи образы моделировали основные трёхчленные структуры, присущие социальной и политической организации скифского общества [ср.
пехлевийскую версию («Айаткар и джамаспик», 39-45; «Денкарт» VII 1, 28), где между тремя сыновьями Фретона распределяются социальные функции: Сальм богатство, Тоз воины, Эрич религия и право].
Лит.: Дьяконова Н. В., Терракотовая фигурка Зохака, «Труды Отдела Востока государст венного Эрмитажа», т. 3, Л., 1940, с. 195-208 Раевский Д. С.
, Очерки идеологии скифо-сакских племен, М., 1977, с. 81-86; Nуberg Н. S., Die Religlonen des Alten Iran, Lpz. 1938; Widengren G., Die Keligionen Irans Stuttg.. 1965 В. Н. Топоров(Источник: «Мифы народов мира».) .