Энциклопедия мифологии - трита
Трита
Лит.: Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Трита в колодце: ведийский вариант архаичной схемы, в кн.: Сборник статей по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1973;
Топоров В. Н., Авест. Θrita, Θrâetâona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки, «Paldeia», 1977, Bd 16, № 3 (Serie orientale, 8); Вloomfield М., Trita, the scape-goat of the gods, «Journal of American Oriental Society, 1894, v. 16, p. 119-23; Ronnow К., Trita Aptya, eine vedlsche Gottheit, Uppsala, 1927.
В. Н. Топоров.
Фрита (авест. Θrita-, букв. «третий»), в иранской мифологии третий человек, приготовивший напиток хаому («Ясна» 9, 10, «Видевдат» 20,2). О Т. рассказывает Заратуштре сам Хаома (божество этого напитка), называя его «сильнейшим из рода Самов». В награду Хаома даровал Т. двух сыновей Урвахшаю, ставшего судьёй, устанавливающим законы, и Керсаспу, поразившего дракона. Т. выступает в «Авесте» и как первый целитель из числа первозаконников парадата, получивший от Ахурамазды десять тысяч лекарственных растений, белую хаому и древо бессмертия. Упоминается, что Т. обитает в Апам Напат. В ведийской мифологии Т. соответствует Трита. Можно предполагать, что некогда Т. как «третий» входил в некую тройку мифологических персонажей, которые были, очевидно, связаны родственно (братья) (отзвук этой тройки следует видеть и в мифологеме, относимой к другому, «третьему» божеству Траэтаоне). Возможно, отцом Т. был первоначально Атвйа, выжавший хаому_ вторым. Реконструкция Θrita Âθwya, т. е. Трита Водный, полностью подтверждается ведийским Trita Aptya, единым мифологическим персонажем. Видимо, Т., в соответствии с мифологемой о трёх братьях, «третий», самый младший брат, был предан своими братьями, бросившими его в воду (Т. Водный), побывал в подземном («третьем») царстве, где обрёл живую воду, т. е. напиток (или другое средство) бессмертия (=хаома или древо бессмертия), давшую ему возможность вернуться на землю [тот же сюжет восстанавливается и для древнеиндийского Триты; ср. также Иван Третей (Иван Водович) русских сказок типа AT 301]. Не исключено, что образ Т. или аналогичного ему по функциям персонажа стоял в центре ритуала, в частности связанного с водой. Имя Т. носят также сын Саюждри («Яшт» XIII 113, ср. V 72) и дочь Заратуштры Трити («Яшт» XIII 139). К образу Т. восходит богатырь Исрит, предок Рустама.
Лит.: Топоров В. Н., Авест. Θrita, Θгаеtaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки, -Paideia». 1977, Bd 16, № 3 (Serie orientale, 8); Nyberg Н. S., Die Religionen des Alten Iran, Lpz., 1938.
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)