Энциклопедия мифологии - трипура
Трипура
С самого начала времен между богами и асурами разгорелось непримиримое жестокое соперничество. Вождь последних, могучий Тарака, стремился унизить и подчинить богов. После того как асуры потерпели поражение и Тарака был убит Индрой, три сына Тараки предались суровому подвижничеству и заслужили благоволение Праотца вселенной. Он даже разрешил им утвердиться в безопасном от нападения месте по их выбору.
Братья обрадовались этому дару и обратились за помощью к великому Майе (2), благочестивейшему из асуров. Когда тот, уединившись, размышлял о безопасном месте для трех городов, к нему явился Брахма и спросил:
— Что ты надумал, Майя ?
— Я хочу построить для братьев три крепости в небесах и назвать их Трипурой. Сделай так, чтобы боги не смогли разрушить их своим оружием, а брахманы — проклятиями.
— В мире нет ничего вечного, — ответил Брахма. — Но твоя Трипура простоит до тех пор, пока ее не удастся разрушить выстрелом из лука одною стрелой.
Майя и сыновья Тараки, которым стали известны эти слова Брахмы, возликовали, ибо не представляли себе, как это можно разрушить сразу три крепости одной стрелой.
Майя тотчас ж е приступил к работе. Силой своего подвижничества он сотворил три крепости: одну из золота, другую из серебра, третью из железа, при этом железная крепость находилась на земле, на огромном вращающемся колесе, а две другие располагались над ней, доставая до неба. Каждая крепость была шириною в сто йоджан, имела мощные крепостные стены, квадратные башни и ворота. Затем три крепости с величайшим искусством были соединены в один город (3)
В каждой из частей города правил один из сыновей Тараки. Вместе с женами и со свитой братья жили в дворцах, окруженных манговыми и ашоковыми рощами и садами; там всегда разносились звуки музыки и подвешенных колокольчиков, колеблемых ветром. В золотой части был пруд с живой водой, исцелявшей раны и возвращавшей к жизни мертвых. Вдоль дороги, соединявшей три города (4), стояли сосуды с вином для путников. Город охранялся грозными стражами, и его обитатели, свободные от страха, роскошествовали и веселились.
Прослышав о чудесах Трипуры, туда в великом множестве хлынули асуры, и крепости превратились в города с многочисленными жилыми строениями и храмами. Дело дошло до того, что обитатели Трипуры подчинили себе все и вся. Даже боги в страхе склонились перед их всесилием и мощью.
Примечания:
1. Миф о могуществе первого поколения небожителей относится к древнейшим слоям индийской мифологии, однако, будучи оформлен в период торжества индуизма, он дополнен идеей всеобъемлющей власти Брахмы, без разрешение которого на строительство города Майя не может осуществить своего замысла
2 Майя — сын царя джанавов Випрачити и Дити один из дайтьев, подвижник и мудрец, соорудивший с разрешения Брахмы Трипуру Персонификацией способностей Майи стала майя, колдовская сила иллюзия обмана
3 Структура небесного города асуров вписывается в общие многим народам Востока представления о небесных городах как средоточии неба земли и подземного мира небесный Иерусалим фантастический город Экбатаны с семью кольцами окрашенных в разные цвета стен созданная по модели фантастических городов столица платоновской Атлантиды, этрусский небесный город Ойнорея (Ehade, 1966 16, Немировский 1983 175 ел) Три цвета стен Трипуры соответствуют представлениям о трех веках счастливой жизни человечества используемым в «Трудах и днях» Гесиода
Пруд в золотом городе, излечивающий от болезней, — элемент счастливого золотого века с его долголетием
4 Троичность — одна из главных особенностей архаической модели мира К небу и земле был прибавлен третий, промежуточный элемент — воздушное пространство (Елизаренкова 1993,16) В италийской религии троичному делению мира соответствуют триады богов Марс — Юпитер — Квирин, Тиния — Уни — Менрва (Юпитер — Юнона — Минерва) (Источник: «Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.)