Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия мифологии - вач

 

Вач

(др.-инд. Vac, букв. «речь», «слово»), в древнеиндийской мифологии богиня речи, персонификация речи. В «Ригведе» ей посвящён один гимн (X 125), в котором анаграммируется её имя. В, обитает на небе и на земле, её лоно в воде, в море; она распространяется по всем мирам, достигает неба, веет, как ветер, охватывает все миры. В. выше неба и шире земли. Она владычица и собирательница богатств, наделяет ими всех; тот, кого она любит, становится сильным, мудрым, брахманом, риши; тех, кто ненавидит брахманов, В. поражает стрелой из лука Рудры. Она порождает споры между людьми и насыщает тех, кто слышит сказанное ею. В. многообразна. Она несёт Митру, Варуну, Индру, Агни, Ашвинов, Сому, Тваштара, Пушана и Бхагу; вместе с нею Рудра, васу, Адити, все боги. Её называют божественной, царицей богов (VIII 89, 10-11). В творении сущего В. связана с Праджапати (брахманы), а через эпитет Вачаспати, «господин речи», с Вишвакарманом и Сомой. В период после «Ригведы» В. обретает многие связи (генеалогические, родственные, сюжетные). Так, уже в «Атхарваведе» она отождествляется с Вирадж и считается дочерью бога любви Камы, тогда как, по мнению комментатора вед Саяны, В. дочь великого риши Амбхрины (от слова со значением «влажный»). В «Тайттирия-брахмане» В. называют «матерью вед» [то же в «Махабхарате»; в «Айтарейя-брахмане» (VI 15) Вишну тремя шагами приобретает миры, веды и В. речь] и женой Индры, содержащей в себе все миры [иногда В. атмосферная богиня, а гром называют «голосом (vac) срединного пространства»; ср. «Найгхан-тука» 5, 5]. Она одна из жён Праджапати, создавшего воды из мира в образе речи («Шатапатха-брахмана»). В эпический период В. становится богиней мудрости и красноречия; её начинают отождествлять с Сарасвати, рекой и речной богиней, и считают женой Брахмы (в «Бхагавата-пуране» она его дочь, а в «Падма-пуране» она дочь Дакши, жена Кашьяпы я мать гандхарвов и апсар). Самый известный мифологический сюжет с участием В. выкуп у гандхарвов украденного ими Сомы ценой В., превращённой в женщину (Айт.-бр. I 27; Тайтт.-самх. VI 1, 6, 5; Майтр.-самх. Ill 7, 3), ср. мотив В., выманивающей у гандхарвов Сому (Шат.-бр. III). Образ В. сложился на основе древнеиндийских представлений о триаде мысль слово дело и об особом значении звучащей речи. Указывались параллели между древнеиндийскими теориями слова и некоторыми чертами В., с одной стороны, и учением о Логосе в древнегреческой философии с другой.

Лит.: Scharbau С. А„ Die Idee der Schöpfung in der vedischen Literatur, Stuttg., 1932, 8. 128 след.; Еssers В., Vac. Het woord als godgestalten in de Veda, Assem, [1952].

В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое вач
Значение слова вач
Что означает вач
Толкование слова вач
Определение термина вач
vach это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины