История философии - аполлоновское и дионисийское
Аполлоновское и дионисийское
философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, 'в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского'. Понятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе 'Рождение трагедии из духа музыки' (1872) Ницше на материалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р.Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рационального, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культуры и, соответственно, двух начал бытия. Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал, Ницше, тем не менее, склонялся к Д. ипостаси культуры. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое аполлоновское и дионисийское
Значение слова аполлоновское и дионисийское
Что означает аполлоновское и дионисийское
Толкование слова аполлоновское и дионисийское
Определение термина аполлоновское и дионисийское
apollonovskoe i dionisiyskoe это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):