История философии - августин блаженный
Августин блаженный
(Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430) христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. Родился в римской провинции Нумидии в г.
Тагасте (современный Сук-Арас в Алжире). Сын язычника Патриция (римского гражданина, мелкого землевладельца) и ревностной христианки Моники (под влиянием которой муж незадолго до смерти 370 принял крещение и не без влияния которой А. обратился к христианскому вероучению). Получил гуманитарное образование (Мадавра, Карфаген), преподавал риторику в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолане (современный Милан).
В юности испытал влияние римских авторов (Гортензий, Цицерон и др.), был сторонником манихейства, привлекшего его, по ретроспективной оценке самого А., системностью и риторизмом. Однако, когда манихейский лидер Фавст не сумел ответить на его вопросы (383), утратил доверие к манихейству. Испытал влияние скептицизма Новой академии (Афинской школы философии см. СКЕПТИЦИЗМ). Однако наиболее серьезным увлечением в истории дохристианской духовной эволюции А. стал неоплатонизм. Именно в контексте латинских переводов Плотина А. впервые познакомился с трактовкой Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Слушая проповеди епископа Медиоланского Амвросия (исходно с целью анализа их риторических аспектов), А. находит убедительным для себя христианское вероучение. Поворотным моментом в становлении А. в качестве христианина выступило чтение им Послания апостола Павла к Римлянам, окончательно склонившее его к принятию нового вероучения (согласно легенде, побудительным мотивом, заставившим А.наугад развернуть Послания Павла, явилось мистическое 'видение' А., связанное с услышанным им голосом ребенка в саду). В 387, на Пасху, в возрасте тридцати двух лет А. принял крещение в Медиолане. Основал монашескую общину в Гиппоне, в течение тридцати пяти лет был епископом Гиппона, превратив монастырь в Гиппоне в богословскую семинарию.
Блестяще проявил себя в полемике с манихейством, донатизмом и пелагианством: участвовал в публичных диспутах с манихейцами (после диспута 404 манихей Феликс признал себя обращенным в христианство); принимал участие в осудившем донатизм Карфагенском соборе (411). Сорок три года жизни А., после принятия им христианства, считаются в богословской традиции образцом христианского образа жизни и служения.
В православии признан блаженным, а в католицизме святым и Учителем Церкви. А. считается автором устава, которым руководствуются ряд монашеских орденов католической церкви: орден каноников-обсервантов св. А. (августинцы-каноники) и орден отшельников св. А. (августинские братья, из которых вышел Лютер и к которому принадлежал Г.Мендель), а также ассумпционисты (с середины 19 в.
) и ряд женских монашеских конгрегации августинок. Литературное наследие А. поистине необъятно: в своей ретроспективно ориентированной работе 'Пересмотренное заново' (427), посвященной исправлению некорректностей ранних своих текстов, А. фиксирует, что им было исправлено 97 сочинений, в общей сложности содержащих 232 книги; известны также 224 его письма и более 500 текстов проповедей.
Философская компонента литературного наследия А. включает в себя как дохристианские, так и христианские произведения: 'Против академиков (скептиков)' (386), 'О жизни блаженной' (386), 'О порядке' (386), 'Монологи' (387), 'О бессмертии души' (387), 'О количестве души' (388-389), 'Об учителе' (388-389), 'О музыке' (388-389), 'Об истинной религии' (390), 'О пользе веры' (391), 'О свободной воле (О свободе выбора)' (388-395), 'Против послания Мани, именуемого Основоположным' (396), 'Против Фавста' (в 33 книгах, ок.
400), 'О духе и букве' (412), 'О природе и благодати' (415) и др. Наиболее значительными произведениями А., оказавшими влияние не только на формирование христианского религиозного канона, но и на эволюцию европейской культуры в целом, являются 'Исповедь' (400) и 'О граде Божьем' (413-426). Учение А. сыграло значительную роль как в развитии христианской теологии, так и в разворачивании европейской историко-философской традиции.
Идеи А. оказали огромное влияние на формирование христианского богословского канона, его авторитет в вопросах теологии и философии был тотальным вплоть до конституирования и доминирования в католицизме томистской парадигмы. Столь же значимую роль сыграли они и в эволюции европейской философии, конституировав традицию августинизма в рамках средневековой схоластики и определив многие семантико-аксиологические векторы последующего философского развития Европы.
А. может быть оценен как один из основоположников догматической теологии, в частности, 15 книг его трактата 'О Троице' (399-419) представляют собой согласованное и систематическое изложение многочисленных текстов Св. Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Важнейшим моментом теологической концепции А. и важнейшим его вкладом в эволюцию европейской богословской традиции выступает трактовка А.
проблемы Троицы. Согласно А., в основе сущности Троицы (соотношения Божественных ипостасей) лежит такой феномен, как имманентный внутренний диалог самосозерцания, самопознания, общения и любви, сущность Бога мыслится в качестве не рядоположенной ипостасям Троицы, но в качестве реализующей себя в процессуальности их диалога.Подобная экзистенциально-психологически артикулированная интерпретация Троицы, предложенная А., задала мощный импульс развития эмоционально-психологической составляющей христианства, и инициировала конституирование в европейской культуре как традиции имманентизма в интерпретации субъективной сферы (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), так и философской традиции диалогизма (см.
ДИАЛОГ, ДИАЛОГИЗМ, ДРУГОЙ). Важнейшим моментом учения А. выступает его концепция соотношения веры с рациональным знанием: в русле общей тенденции патристики А. осуществляет синтез христианской веры и античного рационализма, постулируя веру в качестве исходного основания любого знания: 'разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия? Точно так же и читатель Св. Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать'. Основываясь на библейской презумпции 'покуда не уверуете, не уразумеете' (Ис. 7:9), А. постулирует в качестве основания этого синтеза презумпцию 'верую, дабы понимать', задавшую впоследствии программный канон христианской ортодоксии в отношении проблемы соотношения веры с рациональной критикой (см.ОРТОДОКСИЯ). Полемические сочинения А., направленные против манихеев, пелагианцев и др., являются важной вехой в развитии христианской экзегетической традиции, поскольку полемика, как правило, переводится А. в плоскость интерпретации тех фрагментов Св. Писания, которые, по его мнению, ошибочно толкуются его оппонентами (см. ЭКЗЕГЕТИКА).
Трактат в 12 книгах 'О Книге Бытия дословно' (401-414) является признанным шедевром экзегетической литературы; каноническим считается трактат А. 'О христианском учении' (396, дополнен в 426), целевым образом адресованный в качестве руководства истолкования Библии для читателей и проповедников Св. Писания. Важнейшим моментом экзегетической концепции А.
являются последовательная дифференциация им 'вещи' и 'знака вещи', разработанная им обширная типология знаков (см. ЗНАК). А. известен также в христианской традиции как 'учитель благодати' (именно к А. восходит столь значимое для христианской теологии концептуальное обоснование различия между 'внешней' благодатью как буквой закона и 'внутренней' благодатью как его духом).
Благодать мыслится А. как необходимая для восстановления человеческой природы, 'поврежденной грехопадением': по словам А., в данном контексте уместно метафорически 'говорить... о человеке, которого полумертвым бросили на дороге разбойники и который, ослабевший и жестоко израненный, не способен снова взойти на вершины праведности, с которых прежде спустился', и исцеление человеческой воли может исходить, по мысли А.
, лишь от Христа, как 'доброго самаритянина'. Согласно сотерио-логической концепции А., спасение непосредственно зависит от действия Божьей благодати в человеческом сердце. В этом контексте А. вводит свое знаменитое различение 'поп posse peccare' ('неспособности согрешать') и 'posse non peccare' ('способности не согрешать'): именно 'способностью не согрешать', основанной на презумпции свободы воли, согласно А.
, был изначально наделен Адам и именно этой способностью он не сумел воспользоваться. Что же касается 'неспособностью согрешать', то ее А. сопрягает с Христом как 'вторым Адамом', именно через него сообщается миру эта способность не только 'желать лишь благого', но и 'волить к благому'. Таким образом, в контексте сотериологии А. разработана системная концепция свободы воли, основанная на дифференциации таких феноменов, как 'желать' (velle) и 'мочь' (posse): согласно позиции А.
, 'подобно тому, как мы иногда желаем того, чего не можем, точно так же иногда мы можем то, чего не желаем', свобода в этом контексте интерпретируется А. не как способность 'выбора', но как способность 'исполнения' (см. СВОБОДА ВОЛИ). В трактовке природы философского знания А. движется в русле характерного для римской традиции 'прикладного' подхода к философии: 'истина' интерпретируется им как один из инструментов достижения благодати. В этом контексте А. создает концептуальную модель универсума, во многом предвосхитившую ряд идей Декарта. Онтология А. моделируется как учение о Боге как 'совершенном Бытии'. Существенно важным моментом философского учения А. является его идея о возможности выведения бытия Бога как абсолютного Бытия из самодостоверности человеческого мышления (в то время как применительно к бытию конкретной предметности этот тезис, по мысли А., не является верным). Переосмысливая основополагающие презумпции неоплатонизма (в частности, в рамках неоплатонической концепции эманации), А. конституирует идею изначально сотворенных Богом 'потенций', в 'надлежащее время' обретающих статус действительного бытия, т.е. 'семенных логосов' как своего рода оплодотворяющих смыслов (rationes semi-nales), что во многом предвосхищает ряд моментов современной философии языка и постмодернистской семиологии (в частности, в рамках концепции 'диссеминации' Деррида см. РАССЕИВАНИЕ). А. оценивается западно-христианской культурой как основоположник системной философии истории, его работы сыграли существенную роль в оформлении христианского понимания предопределения и конституировании христианского провиденциализма. А. разрабатывает концепцию исторического процесса как учение о двух 'градах' земном и небесном, основанных, соответственно, на любви к себе (персонифицированной в фигуре Каина) и на любви к Богу (персонифицированной в фигуре Авеля). История мыслится А. как процесс, конечной целью которого является достижение 'вечного мира в Боге', когда 'церковь воинствующая' превратится в 'церковь торжествующую'. В соответствии с этим, моральное учение А. основано на евангельской презумпции милосердной любви (caritas), осмысленной А. в качестве высшей формы развития чувственной сферы человека, единственно способной придать подлинный смысл всем выразительным средствам человеческого языка и мышления. Фигура А. является культовой (в сугубо светском смысле этого слова) не только для христиански артикулированной традиции европейской культуры, основные сочинения А. могут быть отнесены к тем текстам европейской культуры, резонанс которых оказал конституирующее влияние на формирование глубинных оснований культурной традиции западного образца: так, именно 'Исповедь' А., реконструирующая его духовный путь от язычества к христианству, не только заложила в европейской культуре основы такого жанра, как жанр духовной биографии (да и автобиографии как таковой), но и задала интенцию на рафинированные формы утонченной интроспекции и интеллектуального самоанализа, ставшие для европейского менталитета фундаментальными и смыслообразующими.
.